XIII Чемпионат мира по стендовым моделям-копиям кораблей. – Мастерская магазина “Мир Моделей”

XIII Чемпионат мира по стендовым моделям-копиям кораблей. - Мастерская магазина "Мир Моделей" Вертолеты

| отчет о прошедших соревнованиях по моделям копиям jwm 2023 в китае руководителя команды rusjet павла лапшова

Отчет о прошедших соревнованиях по моделям копиям JWM 2023 в Китае руководителя команды RusJet Павла Лапшова

На правах руководителя команды, подготовил короткий отчет о выступлении сборной команды России на чемпионате мира по р/у моделям-копиям самолетов JWM 2023, который проводился в китайском городе Rongcheng.

В общей сложности соревнования длились 11 дней с 11 по 21 октября, в этом году, впервые за всю историю в команде выступали 7 пилотов. Всего в соревнованиях участвовали 49 пилотов из 15 стран.

С первых дней соревнований удача не улыбалась, в дополнение к очень ветреной погоде во время одного из тренировочных слотов, добавилась потеря одной из моделей. В крайнем слоте тренировочная модель Виталия Робертуса была очень сильно повреждена при аварийной посадке, причиной которой стал отказ канала управления. У других участников команды были зарегистрированы существенные увеличения потерянных пакетов сигнала в их полетах. После череды потерь управления другими пилотами, правда, без таких фатальных последствий, организаторы обратили внимание на проблему с эфиром.

Была вызвана специальная мобильная станция для мониторинга, были локализованы и отключены десятки передатчиков систем связи и наблюдения рядом с местом проведения. В результате к началу зачетных полётов проблема была решена, но переживания из-за потерянного тренировочного самолёта, сорванного подлёта Виталия и возможности отказа системы управления на копийной модели остались.

Смотрите про коптеры:  Записи с тэгом “потолочки” — Паркфлаер

Дальше начались полётные туры. Во всех трёх турах все семь участников отлетали без нулевых оценок и существенных технических проблем, считаю это большим достижением.

Удалось продемонстрировать полётные результаты большинству участников.

Статическую оценку опубликовали только после завершения третьего тура. В целом статикой довольны, но отрывы наших лидирующих спортсменов с каждым годом всё уменьшают, чтобы давать больше шансов другим участникам конкурировать с нами.

Результаты выступления российских спортсменов:

Класс моделей 13,5 кг

1 место Павел Лапшов с моделью Як-130

2 место Алексей Сидоров с моделью Як-130

Класс моделей 20 кг

1 место Василий Эйхнер с моделью Як-130

2 место Виталий Робертус с моделью Миг-29

Олег Захаров с моделью L-29 – 6 место в малом классе

Иван Милашенко с моделью Су-30 – 13 место в большом классе, дебютное выступление с высоким результатом!

Марат Горифзанов с моделью Hawk – 32 место в большом классе

Высочайшим достижением считаю то, что в командном зачеты мы с большим преимуществом заняли первое место. В командный зачёт вошли результаты Василия Эйхнера, Виталия Робертуса и Павла Лапшова.

Кроме этого получили несколько дополнительных призов:

Переходящий кубок лучшему дебютанту соревнований получил Алексей Сидоров.

Приз за высшую статическую оценку получил новенький Як-130 Павла Лапшова.

Переходящий кубок за лучший современный самолёт тоже достался Павлу.

На сегодняшний день мы являемся одной из самых уважаемых, многочисленных и узнаваемых команд мира. Это неоспоримый факт и наши модели получили наивысшие статические оценки и очень радует, что большая часть сделана в России и не имеет аналогов в мире.

Отдельное спасибо за профессиональную работу по освещению мероприятия Артуру Саркисяну и Кириллу Агафонову.

Дата размещения: 24.10.19г.


Другие новости:

Объявление ФАС России о проведении общего собрания авиамоделистов города Москвы в связи с ликвидацией

В связи с ликвидацией решением Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 24 апреля 2023 г. Федерации авиамодельного спорта г. Москвы, инициативная группа авиамоделистов г. Москвы в целях во… [ читать дальше ]


Поздравляем с победой Российскую команду авиамоделистов-спортсменов с победой на Чемпионате Мира (Jet World Masters) в классе реактивных моделей-копий!

Завершился Чемпионат серии JWM (Jet World Masters) в классе реактивных моделей-копий, который проходил в городе Жунчэн, провинция Шаньдун, Китай, с 15 по 21 октября. В Чемпионате приняли участие спорт… [ читать дальше ]


Прошли авиамодельные соревнования – переходящий Кубок памяти Боброва В.Г. в классах кордовых моделей F2A, F2B, F2C, F4B

19 октября 2023 года прошли соревнования по кордовым авиамоделям в классах F2A, F2B, F2C, F4B на переходящий Кубок памяти Боброва В.Г. Соревнован… [ читать дальше ]


Xiii чемпионат мира по стендовым моделям-копиям кораблей. – мастерская магазина “мир моделей”

Как быстро летит время! Еще недавно все мои мысли были заняты подготовкой к очередному XIII Чемпионату мира в судомодельных классах “C”, и вот это главное спортивное событие года – уже история… Торжественно спущен флаг NAVIGA – он больше не украшает стены величественного форта Ревелин на побережье Адриатики; разъехались по домам гости и участники соревнований. А значит, пришла пора поделиться яркими впечатлениями и подвести итоги недавнего мирового первенства. Но обо всем по порядку…

Страна проведения

…Перевалив через Далмацкие Альпы, наш автобус неожиданно выскакивает на морское побережье. Еще несколько часов пути вдоль изрезанной береговой линии, и мы в хорватском Дубровнике, столице нынешнего чемпионата. Горы здесь смыкаются с кристально чистым морем, а седое прошлое с настоящим. У древних крепостных стен “припаркованы” десятки новеньких прогулочных яхт, рядом неспешно проплывают старинные парусные корабли: катают туристов.

По откидному мосту, пройдя мимо караульных с пиками и алебардами, попадаем в сердце Дубровника – средневековый Страдум. И сразу окунаемся в неповторимую атмосферу города-памятника. Летом главная улица Страдума превращается в сценические подмостки для профессиональных актеров и музыкантов. Льется скрипичная музыка, мимо движется яркое карнавальное шествие…

Здесь, на площади у церкви Св. Влаха, и состоялась торжественная церемония открытия чемпионата. Участников мирового судомодельного форума приветствовал сам Президент Хорватии Степан Месич. В заключение нам показали эффектное шоу – морской бой с участием пиратского галеона и каракки.

Конкурсная экспозиция

Однако чемпионат – это не только праздник, но и арена напряженной спортивной борьбы. В состязаниях, проходивших в стендовых классах С-1/С-7, приняли участие 233 модели из 15 стран, в основном европейских государств, где искусство корабельной миниатюры имеет давние и основательные традиции. Среди старожилов мирового первенства, не обошедших своим присутствием Дубровник, – Германия, Франция, Голландия, Чехия и, конечно же, известная изяществом своих моделей Италия.

Больше всего конкурсных работ на суд международного жюри представили Польша (31), Румыния (30), Беларусь (29) и Болгария (26). В этом году на чемпионате можно было увидеть немало хорватских парусников (17). Это ничуть не удивляет: страна проведения соревнований всегда заботится о представительности собственной экспозиции, включая в нее все мало-мальски заслуживающие внимания работы.
Украина, славная своей судомодельной школой, на этот раз заявила на конкурс 15 работ (меньше, чем обычно, но все – достойного качества). Новыми игроками на поле NAVIGA стали спортсмены Сербии и недавно получившей самостоятельность Черногории: их корабли впервые “заплыли” на соревнования столь высокого ранга.
Но что за чемпионат мира без блистательных китайских моделей? Достаточно сказать, что из 23-х работ, которые привезла в Дубровник сборная Китая, 16-ти(!) были суждено стать “золотыми”. Кстати, Китай оказался не единственной азиатской страной на мировом форуме. Очень убедительно, на мой взгляд, выглядел стенд Узбекистана: 8 интересных экспонатов, из них половина новых.

Российские спортсмены делегировали на чемпионат 6 моделей различного уровня исполнения и сложности. Немного, однако, по сравнению с прошлым чемпионатом мира в классах “C” (Франция, 2004 г.) – несомненный прогресс. Тогда до провинциального городка Шатеаулин в далекой Бретани доехала всего одна российская модель, но зато какая! Корабль “Марс” В. Стефановича (г. Санкт-Петербург) стал одной из лучших работ прошлого мирового первенства. Забегая вперед, скажу, что автор “Марса” привез в Хорватию не менее серьезную композицию “Торпедные катера”, которая завоевала золотую награду Чемпионата мира-2006 в категории С-3A.

А теперь давайте вместе пройдемся по сумрачному залу средневекового форта Ревелин, где проходили состязания…

Класс C-1 (модели парусных судов) как всегда оказался самым многочисленным, объединив 48 конкурсных работ из 10 стран. Несмотря на то, что за почти сорокалетнюю историю чемпионатов NAVIGA появилось много новых стендовых классов, популярность C-1, старейшего из них, не убывает. И дело тут не только в количестве моделей – постепенно растет общий уровень экспозиции, обостряется конкуренция в призовой группе, а перед судейской бригадой встает дилемма выбора лучшего из равных. Как следствие, жестче становится судейская оценка. Стоит ли удивляться, что в этом сезоне группа “золота” в C-1 оказалась сравнительно небольшой – всего 5 моделей?

Лидерство в классе уже третий год подряд удерживает внушительный “Цесаревич” украинского мастера С. Постыкина. Отдельные недочеты модели в виде отлитых из пластика орудий и юферсов меркнут в сравнении с общим объемом работы и уровнем ее исполнения. К тому же прототип, по которому создавалась модель, весьма интересен с точки зрения корабельной архитектуры. Оказывается, “Цесаревич” – один из последних парусных линейных кораблей, имевший, наряду с парусным вооружением, вспомогательную паровую машину и винтовой движитель.

Вторая строчка в протоколе С-1 досталась дебютанту – фрегату “La Venus” французского автора Celle Lucien. Несмотря на нарочитую декоративность, вызвавшую неоднозначную реакцию судей, этой модели удалось оттеснить на третье место старую, но весьма добротную китайскую работу – “Виктори” в исполнении Z. Guo Cheng. Глубина и тщательность проработки “La Venus” все-таки перевесили над спорным стилевым решением модели (шелковые паруса, мишурный блеск отполированной бронзы).

И еще о двух удачных дебютах в С-1. Золотых наград чемпионата удостоены линейный корабль “Св. Евстафий Плакида” (автор – А. Меркушев, Украина) и галеас “La Royale” в исполнении чешского мастера Й. Копецкого. Последний заслуживает особого внимания: отличную модель парусно-гребного судна, а тем более галеаса, на международных соревнованиях встретишь нечасто. Причина – в высокой сложности подобных работ, и “La Royale” в этом смысле не исключение. При первом же взгляде впечатляет объем резного декора и количество рустерных решеток, закрывающих всю палубу корабля. Автор показал мельчайшие подробности конструкции судна: как хорошо проработаны, к примеру, банки для гребцов!

Совсем немного не дотянули до “золота” великолепные модели фрегатов “La Flore” (Франция) и “La Renome” (Италия). Что поделаешь? Чуть проще прототип, чуть прозаичнее исполнение (например, ярковатая окраска резных украшений на “La Renome”) – и путь к золотому пьедесталу чемпионата закрыт…

После нескольких лет упадка класс С2 (модели судов с механическим движителем) подает повод для умеренного оптимизма: 32 участника, 12 стран! Благодаря усилиям руководства NAVIGA и непосредственно лидера секции “C” Дитера Матишека, класс наконец-то ощутил приток свежих сил. Лучшее подтверждение тому – новые имена в группе “золотых” призеров С-2. Среди открытий чемпионата – китайская модель научно-исследовательского судна “Hang Jun 4002”, буксир “Kapitan Poinc” польского автора K. Blajda, броненосцы “Слава” и “Ретвизан”, сделанные молодыми моделистами из Беларуси. Однако о том, что класс переживает “второе рождение”, говорить пока рано. Тройку лидеров в этом сезоне составили старые, хорошо известные завсегдатаям чемпионатов NAVIGA, модели. И первый по ранжиру, разумеется, знаменитый “Дибрар” А. Разумовского (Узбекистан). Сказать, что эта работа хороша – значит, не сказать ничего. Долгие годы “Дибрар” считается точкой отсчета, эталоном судомодельного мастерства, и недаром. Эта модель в М 1:75 потрясает доскональностью исполнения самых мелких узлов – вплоть до разводки всех электрических кабелей на мачтах корабля.

Второе “золото” в С-2 досталось “Vesuvio” итальянского мастера S. Sassaroli, а третью строчку в протоколе по праву занял немец P. Sager с моделью исследовательского судна КИЛ-926. Обе эти работы отличает высокая копийность – и не только благодаря чистоте исполнения, но и за счет точной передачи всех материалов конструкции (канаты на моделях выполнены из стали и нейлона; антенны, как и положено, медные и т.д.).

Многоплановый по своей структуре класс C-3 (диорамы, разрезы, детали) радовал взор разнообразием экспозиции – 33 модели из 10 стран.
Первое место в С-3A (верфи и диорамы) и золотую медаль получила моя старая работа “Бриг Меркурий и яхта”. Вторым стал ряд судов в отличном исполнении В. Стефановича (Россия) – торпедные катера времен СССР, выстроенные по точным заводским чертежам кораблей-прототипов. Тройку “золотых” призеров замкнула внушающая уважение своими габаритами “Победа” (автор С. Карпик, Беларусь).
Класс С-3B (суда из натурального дерева в его естественном цвете и фактуре) медленно умирает, и этот спортивный сезон не был исключением: всего три участника, ни одного “золота”. Печально, если С-3B повторит судьбу класса С-3С (модели судов по ватерлинию), который последние годы вообще не разыгрывался.
Зато С-3D (части судов, фрагменты, разрезы) в этом году преподнес приятный сюрприз. Высшую оценку чемпионата – 100 баллов из 100 возможных (!) – получила английская королевская яхта “Caroline” замечательного мастера Джузеппе Томболези (Италия). Эта, без преувеличения, уникальная модель, строилась 11 долгих лет. Сколько же авторского терпения и таланта вложено в витиеватый резной узор, в каждую дощечку палубного настила, в самый мелкий гвоздик! Выполненная в М 1:24, “Caroline” имеет очень высокую степень детализации. Сложность работе добавляют частично снятые доски обшивки корпуса и верхней палубы. При этом для обзора открывается вся внутренняя “начинка” старинного парусника – шпангоуты, бимсы, кницы и прочие элементы конструкции корабля.

Совсем немного – на 1 балл – отстала от королевской яхты новая работа именитого итальянца, корабль “L’Ambitievx”. Две модели маэстро Томболези что родные братья. Тот же безупречный адмиралтейский стиль с минимумом окраски, та же филигранность резного декора…
Окончательно подпав под обаяние итальянских парусников, судьи практически единодушно отдали третье “золото” С-3D 64-пушечнику “Le Fleuron” работы Franco Guerrieri.

В большинстве классов С4 (миниатюрные модели) традиционно лидировали китайские спортсмены. Исключением стал класс С-4A (парусники-миниатюры), в котором Китай представил всего одну работу, да и то не лучшего качества. Первое место в С-4А и серебряную награду получил парусный фрегат “Берлин” в М 1:250 (автор B. Costin, Румыния), не дотянувший до “золота” всего 0,33 балла.
В С-4В (современные суда) сильнейшей была признана китайская модель “Yuan Wang III” работы X. Yiqiang, сразившая судей мелким масштабом 1:800 при исключительно аккуратном исполнении. Но впереди бригаду рефери ожидал еще больший сюрприз, когда в С-4С неожиданно обнаружилась модель-близнец “Yuan Wang III”, выполненная по ватерлинию – тот же прототип, масштаб и даже автор работы! Господин Yiqiang включил подсветку иллюминаторов и ходовых огней и – о чудо! – у 3-мм вертолета завращался винт. Эффектно, не правда ли? Результат рекламного хода получился соответствующий: 99,67 балла и абсолютное “золото” в С-4С.

Засилье китайских работ испытал на себе и класс С-5 (модели в бутылках). Сборной Китая были отданы все 7 золотых медалей С-5. И, надо признать, заслуженно! Фантастически длинное и узкое горлышко китайских бутылок никак не повлияло на качество модельной работы. При осмотре “тары” моя лупа оказалась бесполезной: швы, неизбежные при склеивании стекла, отсутствовали. Как выяснилось, эти сосуды – настоящие произведения искусства – делали вручную, на заказ, по размерам каждой модели. Для убедительности на стол судейской комиссии легла толстая пачка фото, на которых были запечатлены этапы монтажа модели в бутылке. Технология сборки оказалась единой для всех “золотых” работ. Корабль собирался из 4 долей; затем вклеивалась верхняя палуба с заранее установленными мачтами. Несмотря на то, что большинство китайских моделей имело одни и те же плюсы и минусы, первое место в С-5 было отдано барку “Седов” в исполнении G. Xiang. При сравнительно крупном масштабе 1:540 и длине корпуса около 200 мм барк удалось поместить в сосуд с диаметром горлышка всего 12 мм!

Вопреки прогнозам скептиков, классы С-6 (модели из пластиковых наборов) стремительно набирают силу. По сравнению с прошлым мировым первенством, количество участников в С-6A (пластиковые модели без дополнений) увеличилось почти вдвое. Однако из 17 конкурсантов лишь два были удостоены золотых наград: эсминец “Современный” (автор Shi Hui, Китай) и линкор “King George V” в моем исполнении.
Растет как на дрожжах и класс С-6B. Его “изюминка” – в грамотной доработке промышленных наборов из пластика. По накалу спортивной борьбы С-6B (41 участник, 11 стран) сегодня сравним разве что с основным стендовым классом C-1. Все модели “золотой” группы С-6B (8 работ) не уступают в детализации лучшим миниатюрам из С-4. Что же заставляет опытных спортсменов с головой уходить в “пластики”? С одной стороны – возможность показать свой уровень, улучшив готовый набор деталей, с другой – желание получить красивый и сравнительно быстрый результат.

Несколько слов о призерах. Первую строчку в турнирной таблице C-6B прочно удерживает победитель прошлого мирового первенства – китайский “Бисмарк” (автор Z. Guo Sheng). И немудрено. Пластиковый набор сыграл роль фундамента, на котором возвели новый шикарный “дом”. От набора остались лишь самые крупные элементы: корпус, надстройки, башни, трубы. Вся деталировка на палубе изготовлена заново, мелкие детали вытравлены по технологии Photo Etch, а сама палуба заменена на дощатую деревянную. Спаяны фермы кранов, до винтика проработаны катера и самолеты – рука мастера прошлась по каждому элементу модели.

Второе “золото” получила моя модель “Le Superbe”. Отрадно, что этому старинному паруснику удалось разбить ряды современных военных кораблей, доминирующих в классе. Третье место разделили между собой конкурсанты, набравшие одинаковый балл: “Миссури” Юрия Новака (Украина), “Отличный” в моем исполнении и китайская модель “Hang Zhou 136”. Кстати, две последние работы имеют один и тот же, очень популярный сейчас прототип (эсминец проекта 956), но выполнены в разном масштабе.

И, наконец, С-7 (картонные и бумажные модели). В классе С-7A, который переживает не лучшие времена, было выставлено всего 9 работ, причем 7 из них белорусами. Первого “золота” был удостоен фрегат “Gen. K. Pulasky” белорусского мастера О. Хотько; второе досталось дебютанту – “Шеффилду” А. Слипченко (Украина). Но если состязания в С-7A, где соревнуются модели-склейки без дополнений, можно в шутку назвать открытым чемпионатом Беларуси, то класс С-7B в этом сезоне оказался как никогда представительным – 19 участников из 5 стран. Удивила и непривычно большая для этого класса группа “золота” (7 моделей), однако за призовые места в основном боролись украинские и польские спортсмены.

По сложности прототипа и, как следствие, объему работы не знала себе равных “Аризона” Е. Еременко. К тому же автору модели вполне удалось “укротить” такой капризный материал как картон, показав безупречное качество исполнения самых сложных узлов: мачт, орудий, катеров, шлюпок. Идеально выведен и достаточно габаритный корпус “Аризоны” – никаких прогибов, деформаций, будто и впрямь стальной… В тройку лидеров с небольшим отрывом друг от друга также вошли А. Слипченко (“Адмирал Ушаков”) и польский мастер R. Kijak с крейсером “Аляска”. Впервые золотой награды в С-7B удостоен парусник – китайская модель “Америго Веспуччи”.

А теперь об основных итогах XIII Чемпионата мира по стендовому судомоделизму.

СтранаКоличество моделейМедалиВсего медалей
золотосеребробронза
Китай23162422
Беларусь2999725
Украина1585114
Польша31581124
Италия114329
Чехия1432813
Румыния30291324
Франция101539
Узбекистан81438
Германия71427
Россия61135
Голландия11001
Болгария260141125
Хорватия1705813
Сербия50000

Больше всего медалей чемпионата завоевали сборные Беларуси и Болгарии. На счету каждой из них – 25 наград различного достоинства! В неофициальном командном зачете по количеству золотых медалей с большим отрывом лидировали китайцы (16 наград). Второе место с 9-ю золотыми медалями заняла команда Беларуси, на одно “золото” опередив сборную Украины. Россияне увезли домой 1 золотую, 1 серебряную и 3 бронзовые награды.
Конечно, уверенную победу китайских спортсменов можно целиком списать на завидное национальное упорство. Но не стоит забывать и о том, что в Китае технические виды спорта финансируются государством наравне с олимпийскими. Так что трем славянским сестрам есть еще чему поучиться у своего восточного соседа…

Автор – Дмитрий Калмыков (Дмитрий Калмыков – Главный тренер национальных сборных РБ по техническим и авиационным видам спорта, руководитель секции “С” БФСС, судья международной категории (свидетельство NAVIGA BY-01B), мастер спорта международного класса.)
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт [email protected]

Мой блог находят по следующим фразам

История автомодельного спорта в россии | моделист-конструктор

Начало развитию в России модельных видов спорта положили развиваться авиа- и судомоделисты. Первые публичные состязания летающих моделей были организованы 2 января 1910 года в Москве профессором Московского университета, основоположником аэродинамики Николаем Егоровичем Жуковским. До революции были также попытки проведения соревнований по судомодельному спорту, но активное развитие модельных видов началось лишь в советское время, в середине 1920-х годов. Однако, автомобильный моделизм тогда большого распространения не получил, и до Великой Отечественной войны модели автомобилей строили лишь отдельные энтузиасты. Основной причиной этому было, очевидно, отсутствие двигателей — главной составляющей части скоростной модели. Зарубежные двигатели в Советском Союзе были недоступны, а первые отечественные начали серийно выпускаться только в конце 1930-х годов.

Начало широкому развитию автомоделизма и машин на радиоуправлении в нашей стране было положено в 1954 году, когда в Устав ДОСААФ добавили пункт о развитии автомодельного спорта, а в конце 1955-го в Москве создали Центральную автомодельную лабораторию. После этого в ряде городов (Харьков, Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону, Рига, Ереван, Сталинабад и др.) появились первые коллективы автомоделистов. Тогда еще не было деления моделей на классы, четкого регламента соревнований, да и сами соревнования проходили просто на ровных приспособленных площадках. Такого типа временные кордодромы встречались. например, в Минске, Москве (лесопарк в Расторгуеве). Подольске, Таганроге и в других городах. Автомодельный спорт развивался и постепенно завоевывал популярность.

НАЧАЛО

И вот в мае 1957 года в Советском Союзе состоялись первые официальные соревнования по автомодельному спорту. Они прошли в Москве на стадионе Юных пионеров. В них участвовали 30 автомоделистов из Москвы, Ленинграда, Харькова и Риги. Скорости первых моделей были небольшими. Так, первое место в классе моделей 1,5 см3 занял Евгений Лященко из Харькова с результатом 56,88 км/ч.

Осенью того же года состоялся 1-й чемпионат Советского Союза, в котором участвовали команды уже шести союзных республик, а также городов Москвы и Ленинграда. Среди участников были такие «первопроходцы» отечественного автомодельного спорта, как Сергей Казанков и Анатолий Давыдов из Москвы, Владимир Кузнецов и Олег Гречко из Ростовской области, Гунар Дзенытыс из Риги, а также группа моделистов из Харькова: Евгений Лютов, Евгений Лященко. Виктор Булыгин и Анатолий Гордиенко, которые в составе сборной команды Украинской ССР стали победителями.

ИСТОРИЯ АВТОМОДЕЛЬНОГО СПОРТА В РОССИИ
Участники всесоюзных соревнований на установление рекордов, г.Николаев, 1974 год:
сидит (слева направо): Павел Шаныгин, Евгений Ионин (Соловьев), Владимир Понов, Владимир Якубович, Виктор Чистазвонов, Евгении Гусев; стоят (слева направо): Сурен Чилиджан, Михаил Осипов. Анатолий Клименко, Анатолий Пятибратов, Юрий Ремжик. Георгий Чудаев, Эдуард Черников. Владимир Бука. Вячеслав Соловьев, Вик гор Белоусов
(Фото Рафаила Огаркова)

В январе 1960 года была учреждена Федерация автомотоспорта СССР. Она состояла из трех равноправных комитетов: автомобильного, мотоциклетного и автомодельного спорта. Такое организационное укрепление не замедлило сказаться на развитии автомоделизма в стране. Например, в чемпионате следующего года участвовали команды всех (кроме Эстонии) союзных республик, а число участников превысило 120 человек. В том году было установлено 16 высших достижений страны, среди них рекорды Сергея Казанкова (1,5 см1), Владимира Якубовича (2,5 см3), Бориса Ефимова (5.0 см3), Олега Маслова (10 см3). Согласно советской статистике на 1 января 1961 года, в стране автомодельным спортом занималось 15 000 человек. В августе того же года сборная команда СССР впервые выехала на международные соревнования в Польшу (Познань). «Полпредами» отечественного автомодельного спорта были Вячеслав Соловьев, Гунар Дзенытыс, Юрий Бобров и капитан команды Сергей Казанков. Международный старт оказался удачным, советская команда завоевала первое место.

2009 год. Автомодельный кордодром в Ярославле
2009 год. Автомодельный кордодром в Ярославле

В 1964 году автомодельный спорт включили в Единую спортивную классификацию, и в этом же году была учреждена Федерация автомодельного спорта СССР. Первым ее председателем избрали А. Славина, а ответственным секретарем — К. Турбабо. В 1968 году в качестве главного учебнометодического и технического центра создали Центральный спортивный автомодельный клуб — ЦСАМК СССР. Статистика за тот год сообщает уже о 54 000 людей, занимавшихся автомодельным спортом и, как минимум, о трех, отвечавшим международным стандартам, кордодромах (Таллинн, Ташкент и Видное в Подмосковье).

НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

В 1973 году Советский Союз приняли в члены Европейской федерации автомодельного спорта (FEMA), и наши спортсмены получили право участвовать в чемпионатах Европы. В том же году первый для наших спортсменов чемпионат Европы в Капфенхардте (Германия) оказался победным, команда в составе Владимира Попова, Эдуарда Черникова, Николая Троне-ва и Вячеслава Соловьева заняла высшее командное место. В. Попов стал нашим первым чемпионом Европы, установив при этом рекорд мира в классе моделей 2,5 см3 — 220,426 км/ч. С этого года советские спортсмены уже регулярно участвовали в чемпионатах мира и Европы, а также в других международных соревнованиях, причем они сразу и прочно заняли место среди лидеров мирового автомодельного спорта.

1971 год. Автомодельный кордодром в Омске
1971 год. Автомодельный кордодром в Омске

В 1980 году в том же Капфенхардте состоялся первый чемпионат мира по автомодельному спорту. В соревнованиях, кроме европейских стран, приняли участие команды США и Австралии. И здесь советские спортсмены завоевали звание лучшей команды мира. В личном зачете первым нашим чемпионом мира стал Владимир Попов, а призерами — Сурен Чилиджан и Николай Тронев. Нужно также сказать, что, кроме спортивных успехов, советские спортсмены отличались также удачными конструкторскими разработками. Так, например, двигатели класса 1,5 см3 конструкции Александра Карпузикова (1948 — 2023) и Бориса Афанасьева (1950 — 2023) оказались вне конкуренции. Не только в то время, но и до сих пор спортсмены устанавливают эти двигатели на многие модели данного класса, и они приносят их обладателям чемпионские звания и мировые рекорды.

В НАШЕ ВРЕМЯ

С распадом Советского Союза произошло и разделение автомодельного спорта по новым границам. Характерно, что в лидирующую тройку мирового автомодельного спорта, кроме Российской Федерации, вошли Эстония и Украина.

Сейчас в России автомодельный спорт довольно распространен. Его география весьма обширна, но в связи со спецификой она тесно увязана с наличием специализированных треков — кордодромов. В Советском Союзе кордодромов было много — фактически в каждой союзной республике и во многих крупных городах РСФСР. К сожалению, в настоящее время большинство из них уже не существуют. Сейчас всероссийские и международные соревнования проводятся в Брянске, Таганроге, Санкт-Петербурге, Тюмени и Ярославле, то есть там, где есть современные, отвечающие международным требованиям, автомодельные треки. Для такой страны, как Россия, этого конечно, мало, не говоря уже о том, что статус отечественного автомодельного спорта снижает факт отсутствия кордодрома в ее столице — городе Москве. Тем не менее, российский автомодельный спорт не только существует, но и занимает довольно высокую позицию в мире. А по численности спортсменов он, наверное, вообще на первом месте в мире. Сильные коллективы автомоделистов сложились в Санкт-Петербурге, Таганроге, Тюмени и в некоторых других городах.

2023 год. Команда России - бронзовый призер чемпионата мира (Польша)
2023 год. Команда России — бронзовый призер чемпионата мира (Польша):
первый ряд (слева направо): Дмитрий Донской, Юрий Рябен, Алексей Савиных, Николай Кубасов, Анатолий Шлапоберский, Леонид Ройбу, Дмитрий Савиных; второй ряд: Александр Барбнн, Андрей Усанов. Евгений Соловьев, Михаил Горбуннов, Владимир Кинер, Лев Шпринц, Алексей Никулин

Ежегодно проводятся чемпионат и Кубок России, ряд региональных соревнований, в том числе детских и юношеских. Уже в новое время Россия неоднократно принимала у себя престижные международные соревнования — чемпионаты мира и Европы. Сами российские спортсмены также регулярно участвуют в европейских и мировых чемпионатах и в других соревнованиях, проводимых международной федерацией автомодельного спорта. В мировой табели о рангах, как уже говорилось, наша страна уверенно занимает место в первой тройке. Чемпионами Европы и мира только за последние годы у нас становились: Алексей Никулин, Евгений Соловьев и Николай Кубасов. Достижения эти покажутся более весомыми, если учесть, что автомодельный спорт в России не имеет государственной поддержки и существует исключительно благодаря энтузиазму спортсменов. Тем не менее, в российском автомодельном сообществе идет постоянная работа по совершенствованию моделей, поиску и освоению новых материалов и технологий, улучшению подготовки к соревнованиям. Без этого невозможен рост спортивных результатов, рост скоростей. А скорости кордовых автомоделей неуклонно растут из года в год. Наглядное представление об этом может дать нижеследующая таблица, в которой сравниваются лучшие результаты отечественного автомодельного спорта за 1961 и 2023 годы:

таблица, в которой сравниваются лучшие результаты отечественного автомодельного спорта за 1961 и 2023 годы

Вообще, творческий и спортивный дух, энтузиазм и преданность своему делу свойственны автомодельщикам как ни кому. Поэтому, несмотря на все трудности, отечественный автомодельный спорт постоянно прогрессирует, развивается и привлекает в свои ряды новых адептов.

Лев ШПРИНЦ

(Продолжение следует)

Кордовый моделизм (часть 2)

Монокок в вакууме

Разумеется, самая ответственная работа при создании модели — изготовление корпуса. В отличие от фюзеляжа настоящего самолета, который собирается из множества деталей, в основе модели лежит усиленный монокок. Его изготовление начинается с фрезеровки мастер-модели. По классической технологии корпус выпиливается вручную и контролируется по фотографиям и сечениям. Результат получается несколько аппроксимированным.

Корпус модели RUSJET был фрезерован из плотного пенопласта по специально подготовленной 3D-модели на 5-координатном станке с ЧПУ. По технологическим причинам пришлось отдельно изготавливать некоторые детали фюзеляжа, например воздухозаборники и внутренние воздуховоды двигателя, створки шасси и многое другое. Отдельным проходом станок расставил на модели несколько сотен меток, которые в дальнейшем значительно облегчили нанесение обшивки. Так же делались мастер-модели крыла, оперения и отклоняемых поверхностей.

После фрезеровки мастер-модель шпаклюется, шлифуется, укрепляется стеклотканью там, где это необходимо, и мастер приступает к разметке расшивки фюзеляжа. С помощью линейки и лазерного уровня он рисует на мастер-модели границы алюминиевых листов в точном соответствии с расшивкой прототипа. Когда разметка готова, можно приступать к самому трудоемкому этапу работы над мастер-моделью — обклейке фольгой.

Плотная алюминиевая фольга толщиной 0,1 мм, применяется для обшивки бань, — очень пластичный материал. Она хорошо раскатывается, растягивается по криволинейной поверхности. Линии расшивки проклеивают плотным скотчем, сверху наклеивают фольгу, а затем металлический лист обрезают по линии проступившего скотча. В итоге кусочки фольги по форме в точности повторяют алюминиевые панели прототипа и имеют четкие границы.

С помощью специальных «давилок» на фольге продавливаются заклепки и головки винтов. Их количество и расположение в точности соответствуют оригиналу. Если по недосмотру сборщика винт был вкручен криво, на модели он тоже будет кривым. Речь идет о десятках тысяч заклепок и винтов. Кропотливая ручная работа по покрытию фольгой только фюзеляжа модели заняла у Виталия и Павла около трех месяцев.

Мастер-модель фюзеляжа получается очень тяжелой: двое мужчин с трудом переносят ее с места на место. К счастью, ей не придется летать: мастер используется для изготовления производственной оснастки — матрицы. Поверхность мастер-модели покрывают специальными композитными материалами слой за слоем, готовую матрицу укрепляют деревянными и металлическими конструкциями для усиления. В результате рабочая поверхность матрицы в точности повторяет мельчайшие нюансы мастер-модели. Всего для строительства моделей было изготовлено около 200 матриц под отдельные элементы, включая даже стекло и защитный шлем пилота.

Для изготовления любой композитной детали в покрашенную форму закладываются заранее рассчитанный набор материалов (стеклоткань, углеткань, кевлар, легкий листовой пенопласт, сотовый наполнитель). Этот «сэндвич», пропитанный полимерными смолами, вместе с матрицей помещается в герметичный полиэтиленовый мешок. С помощью компрессора из мешка откачивают весь воздух. Благодаря создаваемому вакуумом разряжению сэндвич надежно пропитывается и равномерно прижимается по всей площади матрицы. После полимеризации смолы из матрицы извлекается готовая прочная и легкая деталь. При этом вся расшивка в точности переносится на поверхность детали.

Фольгированная модель и пластиковый монокок — это очень важная технология, опережающая аналоги с точки зрения и массы, и детализации. Многие моделисты обклеивают фольгой непосредственно корпуса моделей. Им приходится использовать более тонкую фольгу, хуже передающую детали «макетки». При этом модель все равно получается более тяжелой, чем чисто пластиковая.

Вверх на пределе

С создания деталей планера работа над моделью только начинается. Моделисту предстоит изготовить внутренний набор фюзеляжа, к которому крепится все оборудование самолета, собрать все детали в единое целое, проложить электрические, топливные и пневматические линии.

Оборудования на модели хоть отбавляй. Як-130 — это два реактивных двигателя с независимыми топливными системами, пять аккумуляторных батарей, пневматическая система с 12 цилиндрами, приводящими в движение механизм уборки стоек шасси, створки шасси, воздушный тормоз и осевые перегородки воздухозаборников, 22 рулевые машинки, из которых четыре отвечают за наклоны ручек управления в кабине пилотов. Кстати, на соревнованиях в кабине «Яка» сидит самый настоящий авиатор — в летном комбинезоне и с лицом шеф-пилота ОКБ Яковлева Романа Петровича Таскаева. Перед пилотом расположены жидкокристаллические дисплеи, на которые выводится детальное изображение электронных приборов прототипа.

Собранные воедино корпус, крыло, управляющие поверхности, двигатель, шасси и основной комплект оборудования копиисты называют «гадким утенком». Это всего лишь прототип будущего «боевого» самолета, который будет летать на соревнованиях. В таком виде самолет может совершить первые полеты, продемонстрировав свои летные качества. Это волнующий, но не решающий момент для его создателей. Ведь впереди еще долгая работа. Необходимо провести несколько десятков полетов с постоянными изменениями настроек двигателей, параметров управления и компоновки самолета. Переоценить этот этап сложно, ведь без него модель не получит долгую летную жизнь и будет обречена на падение.

Вторая модель строится с учетом всех исправлений. Закипает работа над «макеткой»: изготовление кабины пилотов, трубок антенн, датчиков, наклейка выступающих элементов крепежа, окраска модели и мельчайших деталей в точно подобранные цвета, нанесение надписей и маркировки, декорирование потертостей и пятен. Отдельно изготавливается даже вспомогательное оборудование самолета: колесные башмаки, стремянка, заглушки двигателя, водило. Модель получает полный комплект светового оборудования (15 источников света), положенный прототипу по авиационным правилам.

С момента начала работы над проектом до долгожданного чемпионского титула прошло шесть лет упорного кропотливого труда. Лучшую оценку работе Павла и Виталия поставили конструкторы КБ Яковлева, серьезно обсуждая с моделистами возможности создания класса действующих моделей для испытания перспективных самолетов. Этот метод уже использовался компанией «Боинг» для испытания самолета будущего Х-48А.

Чемпионы не собираются останавливаться на достигнутом. В настоящее время в клубе уже изготавливается новый «Як», который обещает переплюнуть первый аппарат и по летным качествам, и по «макетке». Если все пойдет по плану, то он уже будет окрашен в национальные цвета новой пилотажной группы ВВС России. Павел обещает, что манекен пилота нового самолета будет даже поворачивать голову и махать рукой судьям. Нелегко продолжать двигаться вперед, когда находишься на вершине. Ведь зарубежным соперникам пока что остается только догонять.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий