Изготовление радиоуправляемого мотопланера

Изготовление радиоуправляемого мотопланера Мультикоптеры

С чего начинается выбор модели?

Люди, которые никогда раньше не летали на радиоуправляемых моделях, зачастую выбирают свою первую модель исключительно по внешним признакам, покупая наиболее приглянувшийся самолёт. И такое желание вполне оправданно – хочется же иметь самую красивую модель… А в результате первой покупкой иногда оказывается сложный в управлении пилотажный самолёт или хорошая копия самолёта времен второй мировой войны, которой управлять, может быть, еще сложнее. Верно ли такое решение?

В отличие от моделей судов и автомобилей, летающие модели не позволяют учиться “потихоньку”, выбирая вначале скорость поменьше. У них есть минимальная скорость, по достижении которой они плохо управляются и просто валятся на землю. На авто- или судомодели, если вы запутались в управлении, можно просто убрать газ и затормозить.

Давайте-ка лучше вспомним, какую и для чего мы выбираем модель. В первую очередь нам нужно научиться летать – взлетать, держать модель в воздухе, благополучно приземлять ее. Поэтому модель прежде всего должна хорошо подходить для обучения и тренировок, в самую последнюю очередь удовлетворяя вашим эстетическим запросам. Какими свойствами должна обладать учебная модель?

  • Самолет должен быть устойчивым, то есть хорошо держаться в воздухе без активного участия пилота, хотя бы некоторое время. Устойчивые самолеты “прощают” многие ошибки пилотирования, присущие новичкам.
  • Самолет должен быть ремонтопригодным. Горькая правда жизни состоит в том, что ваша первая (да и вторая тоже) модель рано или поздно окажется более или менее подломанной, а то и разбитой в труху – по той простой причине, что вы учитесь летать. Поэтому учебная модель должна позволять проводить простой и быстрый ремонт повреждений и быть изготовлена из дерева или пенопласта, но никак не быть формованной из стеклопластика.
  • Ну и конечно же, модель должна иметь изрядную прочность, но – не в ущерб лётным качествам. Она должна позволять выдерживать жёсткие посадки, но и летать неплохо.


Требования, конечно, противоречивые, но существуют учебные модели, успешно сочетающие в себе все необходимые свойства.

Так что если вы действительно хотите научиться летать, будьте готовы немного поступиться внешним видом самолёта и в качестве первой модели выбирать ту, которая лучше всего подойдет для тренировок.

Если попытаться классифицировать вообще все летающие модели, список окажется весьма длинным, а тесная взаимосвязь классов достаточно запутанной. Классификация вообще занятие сложное и неблагодарное. Да и нужно ли оно сейчас? Вспомнив, что подбираем модель для тренировок и обучения азам пилотирования, мы сможем ограничиться лишь несколькими наиболее распространенными вариантами.


Что же может выбрать начинающий для обучения пилотированию?

Расскажем о каждом типе моделей поподробнее.

Cтроить самому или покупать?

Хорошо, модель мы с вами выбрали. А откуда её взять? Купить? Сделать? Вот тут решать только вам.

Вариантов три:


Вариант получения модели в подарок, наследство, за долги или приобретения за ящик пива в ближайшем кружке не рассмотрены в виду их очевидности.

Но в любом случае, постарайтесь сразу позаботиться о том, где и у кого вы будете консультироваться, потому что, обладая нулевым начальным опытом, можно понаделать немало ошибок, которые затруднят или даже сделают невозможными полеты вашего крылатого чуда.

Купить набор? Если перспектива самостоятельного изготовления модели вас пугает до потери сознания, а денег на готовую не хватает, попробуйте рассмотреть промежуточный вариант – набор заготовок (Kit). Это и дешевле готовой модели, и сделаете вроде как сами.

Ну а если нет навыков, желания или времени строить – покупаем модель в магазине или у кого-то из моделистов.


Как разобраться в том, что вы хотите, строить или покупать?

Тут можно отталкиваться от смысла, которым наполнено ваше хобби. Хотите просто летать – покупайте готовую модель. Хотите и строить и летать – тогда покупайте набор или делайте модель сами по чертежам, найденным в Интернете или журналах. Ориентировочные сроки подготовки моделей к полёту таковы:

Сразу хочется предостеречь самодеятельных конструкторов: если вы никогда до этого не делали радиоуправляемых летающих моделей, ни в коем случае не вносите в конструкцию, предложенную в журнале, никаких изменений!!! Делайте, как велено. Даже если что-то вам кажется нерациональным.

Когда начинающий пилот привозит на поле свою первую улучшенную (по его мнению) им же конструкцию из журнала, бывает, что у окружающих моделистов волосы поднимаются дыбом. А некоторые – так даже плачут от восхищения, хотя изначально модель, описанная в статье, обладала отличными лётными данными… Естественно, что о полётах на перетяжелённой и ослабленной в силовых узлах модели речи не идёт.

Так или иначе, если ваша цель – научиться летать в кратчайшие сроки, первую модель имеет смысл купить, чтобы не завязнуть на полгода с ее изготовлением. Даже если вам очень хочется ее сделать самостоятельно.

Тем, кто хочет в дальнейшем делать самолёты сам, можно посоветовать первую модель все-таки собрать из набора. В процессе сборки наработаются навыки и приобретутся знания о типовых конструктивных решениях тех или иных узлов модели, а время, потраченное на постройку, окажется намного меньше времени создания самодельного самолёта.

Детский планер. переделываем в радиоуправляемый самолёт.

За последний год в России продано более миллиона таких планерочков. И возможно, пол миллиона пап и мам, услышали вопрос от сына или дочери.

— Пап, а что будет, если к планеру моторчик прикрутить, он далеко полетит?

На этот детский вопрос я постараюсь ответить в статье. Итак, встречайте переделку самой массовой авиамодели в истории России — метательного планера в радиоуправляемый самолет.

Изготовление радиоуправляемого мотопланера
В июне, когда я вышел на работе на перекур я заметил, как на детской площадке через дорогу пацан лет 7-8 кидает симпатичный планерок из ЕПП. Меня тут же посетила мысль, а откуда он его взял? Вряд ли его родители дошли до того уровня, что все можно купить на АЛИ, авиамодельных магазинов по близости не было. И очень мало вероятно, что он с папой посещал один из них. Загадка природы, однако.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Через пару недель я обнаружил, что похожий самолетик продается в газетном киоске на Октябрьском поле. Через месяц я заглянул в десяток киосков по дороге на работу — самолетики были вывешены на стекло в 7 из них. Это означало, что они пользуются хорошим спросом. Кто-то очень не глупый привез ну очень большую партию этих игрушек, да еще и умудрился без рекламы пропихнуть их на газетный рынок. Применив секретную арифметическую формулу, я прикинул, что только в Москве за лето этих самолетиков было продано минимум тысяч 300, а то и больше… Получалось, что этот безымянный китайский планерочек стал самой массовой авиамоделью в России.
Отказать себе в удовольствие, сделать из САМОГО массового планера модель не убиваемого радиоуправляемого самолета, я не смог.
В конце августа, возвращаясь с работы, на Савеловском вокзале я наткнулся на мужика, который торговал с рук этими игрушками, видимо, не от хорошей жизни. Цена в 300 рублей показалась мне адекватной и я приобрёл у него игрушку.

Потом в киоске я видел похожую модель за 546 рублей. Тут меня бесы подбили зайти на Али-экспресс и сравнить цены. Мой планерок стоил там около 3 баксов, за 582 рубля, я заказал 4 модели. Две с размахом крыльев 48 см и две с размахом крыльев 34 см. Зачем мне это надо, легко отвечу – планерочек очень хороший подарок на день рождение кому-нибудь из моих коллег. Они с удовольствием покидают его со своими детьми.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Немного о самой модельке. Модель очень компактна — продается в разобранном виде, собирается за полминуты, вставляете крыло в фюзеляж и полетели.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
В пластмассовой кабине находится светодиодная мигалка с батарейками.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Включив бортовую иллюминацию планер прикольно покидать его в сумерки.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Сначала планер немного покидал на даче, чтобы убедиться, что он действительно летает. Убедился, игрушка планирует. Идеальное развлечение для гостей на даче, после шашлыка и коньяка покидать планерок друг другу. Планер лёгкий, стекло машине не разобьёт, это точно.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Сломать его даже после коньяка НУ очень сложно. Было проведено несколько тестовых запусков планера в кирпичную стену.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Ни стена, ни планер не пострадали.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Так же вечером, планер покидали с включённой иллюминацией. Замечательно, сразу найти его в темноте легко, хорошо видно место приземления.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
До кучи поснимал ночные полёты металки в режиме «фриз лайт». Гостей, для проверки их реакции на новое развлечение, я так не дождался, руки чесались начать переделку игрушки.
Запаса комплектующих должно было хватить, несколько лет назад мне всё хотелось сделать сверх лёгкую модель весом менее 100 граммов, вот и назаказывал всякой мелочи. Но тогда я смог уложиться только в узаконенные 250 граммов. Так, что был шанс воплотить 100 граммовую мечту.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Для начала взвесил планер, 44 грамма.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
С выбором материала, из которого будут изготовлены рули и элероны заморачиваться не стал, был 5-и миллиметровый депрон – подложка под ламинат. Продается в Оби или Леруа. Потолочная плитка лежала в дальнем углу мастерской – за ней не полез.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Для начала займёмся укреплением крыла. Вклеиваем 3-х мм-ю карбоновую трубку на расстоянии 2-3 см от передней кромки крыла. Сначала делаем два параллельных надреза на глубину 3 мм, после этого подрезаем пенопласт, чтобы получилась канавка.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Обильно смазываем трубку клеем и вминаем её в канавку. Лишний клей скатываем катышками.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Вырезаем рули и элероны. Прикинул размеры, разметил ручкой на депроне заготовки. Вырезал по металлической линейке. Депрон хорошо режется обычным канцелярским ножом. Не надо никаких сверх острых скальпелей покупать.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Теперь чурбачком, который завернут в мелкую шкурку доводим заготовки до округлой формы (более или менее обтекаемой). Теперь ищем в бардаке/в мастерской трёх дюймовую дискету, из неё будем делать петли, на которые повесим рули.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
В торце рулей делаем надрезы глубиной 10-15 мм, в них будут вклеены петли.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Из дискеты вырезаем полоски, острым шурупом наносим перфорацию. С ней петля вклеивается в депрон на мертво.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Клеем Титан или его аналогом промазываем прорези для петель, для этого удобно использовать зубочистку. Вклеиваем полоски/петли. Элеватор на всякий случай усилил, вклеил карбоновый пруток.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Делаем такие же прорези в крыле/стабилизаторе и вклеиваем в него петли.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Руль подвешен.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Теперь делаем кабанчики для тяг. Тут нам понадобится деревянная линейка (один из основных материал авиамоделиста). Высота кабанчика 15-16 мм, вырезаем канцелярским ножём заготовки. Сверлим парочку отверстий под диаметр стальной проволоки, из которой будет сделан наконечник тяги.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Склеиваем вертикальную часть с основанием. Клеить лучше циакрином. Доводим на шкурке форму кабанчика до обтекаемой Шкурка – основной инструмент, если что не так, то всегда можно зашкурить.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Вклеиваем кабанчики в рули – или нет ещё рано:(. Вклеивать будем после установки серв.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Прикладываем сервомашинку к фюзеляжу и обводим её ручкой. Канцелярским ножом вырезаем прямоугольное углубление.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Втыкаем сервомашинку в отверстие, предварительная установка завершена.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Тяги сделаны из карбонового прутка – короткие из прутка диаметром 1 мм, длинные из 2 мм-го. Прикладываем пруток к сервомашинке и отмечаем место на руле, куда удобно вклеить кабанчик. Вклеиваем кабанчик. Делаем отметку на прутке надфилем, по отверстию в кабанчике. Отпиливаем надфилем по отметке. Наконечники тяг сгибаем из стальной проволоки диаметром около 1 мм. Наконечники приматываем к прутку ниткой, смазываем клеем, тут лучше использовать Титан. Ждём пока клей высохнет. Теперь можно установить тягу.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Тяги установлены, не очень эстетично получилось, но как сделать по другому, я пока не придумал.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Фонарь кабины легко отделяется от фюзеляжа, он приклеен четырьмя капельками клея.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Самая сложная работа – вывести провода сервомашинок через отверстие в кабину. После этой операции припаиваем две сервомашинки, которые будут управлять элеронами, к одному разъёму. Можно, конечно, купить Y-кабель, но модель и так получается тяжёлой.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
В кабине вырезаем углубление под аккумулятор. 300 мА-й аккумулятор Турниги помещается идеально.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Плавно перейдём к моторной группе. Двигатель НК 1610/3400 Кv – весит около 4 г. Моторама сделана из деревянной линейки, она приклеена к стойке, которая тоже вырезана из линейки. Двигатель крепится к мотораме на 4-х микрошурупах. Потом стойка обклеена пенопластом. Винт 5*4,3 дюйма, поставил первый попавшийся. Стойка просто втыкается в прорезь в фюзеляже – крепление временное. Надо было понять – полетит или не полетит, в принципе, в этим углом выкоса. В будущем она будет закреплена более надёжно.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Регулятор Турниги 6А, припаян к двигателю.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Долго думал, куда пристроить большой приёмник. Всё поместилось в кабину, надо только выкрутить из-под неё стойку, под неё спрятать приёмник и провода. Даже светодиодную иллюминацию снимать не надо.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Оставалось прикрепить кабину обратно. Тут я вспомнил одну древнекитайскую мудрость. «Всё можно починить с помощью скотча, а что нельзя починить, то можно починить большим количеством скотча!”—перевод не очень точный. Кабина с приемником внутри перед полётом приклеивается к фюзеляжу скотчем.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Вид снизу.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Когда взвесил модель после переделки – сильно расстроился. 116 граммов получилось. Не уложился в 100.
Можно было не ставить сервы на элероны и приёмник найти поменьше 4 граммовый, например. Тогда возможно я приблизился бы к весу 100 граммов.f

Смотрите про коптеры:  Роботы манипуляторы, купить в Москве по выгодной цене — Роботбаза

Первые полёты
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Первый выход в поле был не особенно удачным. Центровка модели после переделки получилась 1/3 от передней кромки крыла. Прошлая моя модель с такой центровкой летала очень хорошо. Но планерочек всё норовил зарыться в землю, даже поднятый руль высоты не помог. Да и похоже навыки управления я растерял, два года пульт в руки не брал. Модельку надо было чуток доделать и уговорить пилота приехать на дачу.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
201_самикr
Переделка – минимальна, чтобы сдвинуть центр тяжести процентов на 50, я воткнул монету достоинством 1 рубль под хвост.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
202_самикr
Немного поднял руль высоты, чтобы модель меньше клевала носом.

Пилот с подружками свалился на дачу в субботу к вечеру, было темно и запускать самик было стрёмно. Вышли в поле в воскресение днём.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Хорошо, что Катя не забыла, на какие кнопки на пульте надо нажимать.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Со второго раза она полетела и сделала круг над полем.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Поворачивала, исключительно используя элероны. Элероны отрабатывали нормально.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
У дочери получилось удержать модель в воздухе не более 2-х минут. То, что самолёт, летает с неопытным пилотом, было доказано. Теперь можно приступить ко второму варианту переделки планера.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера

ТТХ модели планера:

Длина: 46 см
Размах: 48 см
Площадь крыла около: 4 дм кв
Вес: 44 грамма

Стоимость комплектующих:
Сервомашинки 4 шт по 300 руб. – 1200 руб.
Регулятор для двигателя – 800 руб.
Двигатель – 900 руб.
Пульт с приёмником – 2600 руб.
(Пульт с максимальными возможностями по очень умеренной цене FlySky FS i6,)
Цены указаны усреднённые по китайским интернет-магазинам.

Если у вас нет опыта полётов, то очень рекомендую потренироваться пару недель на компьютерном симуляторе, который стоит сейчас очень недорого. Пульт управления подключается к компьютеру. На симуляторе вы сможете отработать необходимые навыки управления моделью, чтобы не разочаровать ваших детей, разбив модель в первом же полёте.

PS:
Пока писал статью. Успел доделать второй прототип переделки планера в самолёт.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Сервомашинку, которая управляет рулём высоты разместил ближе к хвосту. Руль направления делать не стал.
Изготовление радиоуправляемого мотопланера
Элероны вырезаны из крыла. Двигатель 10 граммов. В итоге вес модели получился около 120 граммов. Облёта пока не было, но, думаю, модель должна полететь.

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

СМИрнов Юрий

Феникс 130А  ИЗГОТОВЛЕНИЕ

(А- Альтернативный)

Можно было под FPV купить готовый планер Феникса 120. Стоит он в rc-legione  всего 2400 рэ:

http://rclegion.ru/products/166/

Но это слишком простой путь.

В e-fly за 600 рэ был куплен лист ЕПП толщиной 15 мм для изготовления фюзеляжа.

Две консоли для крыла приобрел у Сергея (статья тут):

В общем, по деньгам получилось немногим дешевле, но материалы были закуплены, пути назад не было.

C крылом я справился быстро, одну из консолей разрезал пополам и приклеил «ушки» ко второй консоли под  углом 10 градусов (как у Феникса).

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

А вот лист ЕПП-шки 15 мм по которому были «нарисованы» заготовки под фюзеляж несложной формы.

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

ЕПП резал обычным канцелярским ножем, что удивительно, получилось ровненько.

Ширина основания фюзеляжа – 7 см, когда на него встают боковины, то получается «жизненное пространство» шириной 4 см, как раз под акк 1000 мА или 1300 мА…

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

Хвостовое оперение , после некоторых раздумий, сделал из двойной потолочки. Передняя грань киля армирована бамбуком.

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

В потолочку вклеены мои любимые «дискеты», на которые будут подвешены рули.

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

Фюзеляж вид сверху.

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

Самый нужный инструмент при конструировании самолета из пенопласта, ЭТО наковальня. Из обрезков ЕПП  вырезал «кубики» для внутреннего усиления фюзеляжа. «Загнал» кубики на «Титане»,  придавил наковальней,  так и сушил весь вечер.

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

Хвостовая часть фюза укреплена изнутри накладками из линеек.  Киль  вклеивался  на «Титане». Намазал склеиваемые поверхности клеем, зажал в тиски, снаружи наложив линейки, чтобы не повредить ЕПП-ешку.

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

В переднюю часть фюза вклеена 30 см-я линейка для пущего усиления носовой части на случай выполнения всем любимой фигуры высшего пилотажа. Носик стыковался на шипах из зубочисток  на «Титане».  Длины листа – 90 см не хватило,я решил перестраховаться сделать переднюю часть длиннее, очень меня беспокоила мысль, что центровка может получиться задней. Из того же листа склеил 10 сантиметровый носик обтекатель.  Он получился приятно округлым. Ровно обрезать ножем у меня не получилось, неровности содрал крупной шкуркой.

Смотрите про коптеры:  Syma x5uw: обзор квадрокоптера, все достоинства и недостатки

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

Горизонтальный хвостовой стабилизатор приклеивал на глазок, стараясь выдержать прямой угол.

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

Навесил руль высоты, на просвет хорошо видны петли из дискеты, которые вклеены в потолочку.

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

Cверху крыло укреплено двумя рейками. Рейки вклеены в крыло для фиксации двигательной стойки.

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

9-и граммовые сервы врезаны в борт фюзеляжа с «натягом». Находятся за задней кромкой крыла.

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

Чтобы тяга не изгибалась где-то посередине, сделал опорную вставку  3-мм-я карбоновая трубка удерживает тягу. Трубка крепится на обрезке линейки, который вклеен в фюзеляж. На тяги пошел карбоновый пруток 2-мм.

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

Регулятор НК 25А. Двигатель  НК2824 1300 об/в. Расчетная тяга с винтом 8 на 4 – около 600 граммов.  Аккумулятор 1000 мА*ч, три банки, Турниги.

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

Моторама из обрезка линейки, двигатель крепится к мотораме на 4-х микрошурупах.

Изготовление радиоуправляемого мотопланера

Самик начал красить в стиле кубизма, купил для этого очень яркую красную акриловую  краску. Добавил в орнамент черного.  Красил кисточкой.  Акрил Питерский – 50 рэ за баночку. На окраску пошло 2 банки красной краски и 1 банка желтой.

От Константина

Облет этого мотопланера описан в статье  Самодельный мотопланер Феникс, там и описание того, как мы его потеряли и искали 🙂

Кстати, в крайний раз Феникс уже не улетал, а наоборот – стремился сеть в руку!

Радиоуправляемые Авиамодели

Метательный планер для зальных соревнований. моя борьба за секунды

Есть такой класс моделей F1N.

Метательный планер, для зальных соревнований. На продолжительность полета.

Когда я воткнулся в эту тему, ничего не предвещало сложностей. И тут началось…

Первый вариант самолета разработал достаточно быстро.

Хвостовое оперение из легкой бальзы 08 мм. Размечаю и пошел процесс.

Крыло из подложки под ламинат разного сорта. Усиление передней кромки из легкой бальзы 3мм.

Заднюю кромку стачиваю в нуль. При помощи “утюжка” со шкуркой.

Вертикальный пилон для крыла из 3мм бальзы.

Придаю угол центроплану весьма простым способом. Слегка надрезаю надфилем место сгиба. Пропитываю водой, выдерживаю сгибаю на нужный угол и закрепляю циакрином, по влажному дереву схватывается мгновенно.В этом случае нужно действовать максимально осторожно, циакрином клею только бальзу! Циакрин разъедает пенопласт! Пенопласт титаном.

Так же формирую угол изгиба ушек крыла.

К пилону приклеиваю тоже циакрином. Нижняя направляющая пилона крепится к фюзеляжу на резинках, что позволяет корректировать центр тяжести.

Фюзеляж изготовлен из хлыстика от рыболовной удочки диаметром в 2.5 мм в толстой части.

Приклеиваю на циакрин хвостовое оперение.

По правилам соревнований носовая часть должна оснащаться амортизатором. Во избежание травм.

Самолетик получился 12 грамм! (оказалось рано радовался)

При размахе 600мм.

Настройки и облет самолетиков занял 3 дня!!!

Ну никогда бы не подумал, так трудно заставить летать, достаточно простую конструкцию.

На соревнованиях были в призах.

И дружная команда соперников заняла весь подиум в своей возрастной группе.

К следующему году наша техника стремительно устарела.
12 грамм это очень, очень много!!!

Ну…..
Начинаю борьбу с весом.

При помощи нихрома и какой-то матери нарезал заготовок на крылья. Сразу со скосом. Без шкурения. Только волосы после реза счистил мелкой шкуркой. Толщина 2 мм.Чтобы в процессе ничего не съезжало и не пучилось, прижимал заготовку утюжком со шкуркой.

Сразу получился профиль.

При помощи шаблона вырезаю профиль крыла и переднюю кромку из легкой бальзы в 2 мм. Приклеиваю на титан.

Для придания поперечного угла изготовил стапель, нанеся титан выдерживаю 5 минут, соединяю и фиксирую иголками.

Вес крыльев из разных пенопластов.

Хлыстик от удочки сошкуриваю под водой до “нормального”веса.

Пилон из бальзы 3мм, фиксирующую накладку из угольной трубочки, расщепленной по длине. Все на циакрине.

Верх пилона, треугольная выемка- под крыло, низ полукруглая- под фиксатор.

Приклеиваю пилон к крылу.

Хвостовое оперение, усиление 1 мм бальза и пластинка пенопласта 0.5.

Готовы самолетики, букетик мне сильно нравится.

Определяю центр тяжести.

Еще одна идея фюзеляжа из нескольких колен травы, склеенных циакрином.

Очередная идея подруливающего устройства. Ну…оправдала, позволяет проще настроить на вираж.

Амортизаторы.

Пластилин, пробка, и….герметик для ванны!!!

Герметик оказался самым хорошим вариантом.

Вес порадовал.

Два крайних варианта, остальные в промежутке.

На соревнованиях.

Соперники.

Что я могу сказать Вам.

Это очень трудно делать простые самолеты!!!

Немного терминов

Даже если вас не интересует процесс изготовления модели, ее устройство, и единственное, что вам надо – это летать, летать и еще раз летать, кое-какие знания о конструкции вашего летательного аппарата всё-таки необходимы. Они не сильно загрузят вашу голову, а вот ясности в вопрос внесут много.


Все модели устроены довольно похоже, поэтому рассмотрим некую обобщенную радиоуправляемую модель самолёта.

Фюзеляж. Он является основой всей модели. На нём крепятся несущие плоскости, хвостовое оперение, шасси. На нём же, как правило, устанавливается двигатель. Внутри помещается аппаратура управления – это приёмник, аккумуляторы, рулевые машинки.

Крыло. Собственно то, что создаёт подъёмную силу. Именно крыло позволяет держаться модели в воздухе. Оно состоит из левой и правой консолей. Консоли могут устанавливаться под небольшим углом одна к другой, в этом случае их законцовки будут располагаться несколько выше корневых частей.

Элероны – рулевые поверхности, расположенные на задней кромке крыла и отклоняемые вверх-вниз в противофазе. С их помощью самолёт управляется по крену (наклоняется влево и вправо).

Левая и правая половинки крыла называются консолями.

Хвостовое оперение. В классическом варианте состоит из вертикальной части, которая называется киль, и горизонтальной – она называется стабилизатор. Хвостовое оперение обеспечивает устойчивость самолёта – чтобы он летел прямо и ровно, а не кувыркался в небе, беспорядочно меняя направление движения.


На задней кромке киля располагается руль направления, на задней кромке стабилизатора – руль высоты. Названия рулевых плоскостей говорят сами за себя.

Шасси. Позволяет модели взлетать с земли и садиться на нее. Наличие шасси необязательно, в этом случае старт модели происходит с рук, а посадка – “на брюхо”.

Двигатель. То, что движет модель, позволяя ей набирать высоту и поддерживать необходимую скорость.

Бак. Он содержит топливо, необходимое двигателю.

Приёмник. Осуществляет приём сигнала передатчика, его усиление, обработку и “раздачу” на рулевые машинки.

Рулевые машинки. Они преобразуют сигнал с выхода приёмника в движения рулей модели посредством подсоединённых тяг.

Приёмник и машинки питаются от бортового аккумулятора – это, как правило, батарея из четырёх “пальчиковых” элементов.

О чём следует подумать, пока не поздно


Авиамоделизм – увлекательная штука, и затягивает в него, как в водоворот. И бросить это потом очень сложно, а главное -не хочется. Поэтому подумайте еще раз, готовы ли вы нырнуть в этот омут?

Насколько сильно ваше желание заниматься авиамоделизмом в течение продолжительного времени?

Если вам просто интересно попробовать, не тратьтесь пока и не бегите в магазин. Найдите тусовку моделистов, договоритесь о встрече на поле. Придя к ним, честно и прямо объясните, что вам было бы очень интересно попробовать полетать, но вы не уверены, понравится ли это вам настолько, чтобы заняться моделизмом самому.

Посмотрите, как что летает. Попросите попробовать порулить моделью – опытный пилот всегда сможет дать вам порулить немножко, если только у него не супердорогой самолёт. Моделисты, хоть и с виду народ свирепый, в помощи редко отказывают, если об этой помощи тактично просят.

Не торопитесь с покупкой, если совсем не уверены в том, что вам так уж хочется летать!!! Дозрейте хотя бы до состояния “желание летать вроде сильное, но не уверен на 100%” и тогда уже подумывайте о приобретении своего беспокойного лётного хозяйства. Ну а если не “вставляет” вас даже после вылазки на аэродром, бросайте вы это дело.

Есть ли у вас знакомый, умеющий управлять летающей моделью, который согласится обучить вас полётам – то есть инструктор?

Допустим, желание летать у вас есть, сильное и устойчивое. А есть ли у вас инструктор, который будет учить вас летать? Если есть – это отлично. Если нет, то круг выбора учебной модели слегка сузится. Вашей учебной моделью станет планер или мотопланер, причём планер может оказаться попроще – отсутствует мотор, который надо регулировать (или заряжать для него аккумуляторы).

Вполне можно использовать и электролёт. На таких моделях намного проще и дешевле научиться летать в одиночку, после занятий в симуляторе – методом проб и ошибок. На самолёте, конечно, тоже можно учиться летать самостоятельно, но вы потратите на это на порядок больше времени – как на обучение, так и на ремонт. А ведь на самолёте вам еще и с двигателем предстоит разбираться – как его заводить, настраивать…

Впрочем, это, скорее, авторское мнение. Многие инструкторы считают, что обучение на самолёте происходит быстрее – его не надо затягивать, как планер, что позволяет сделать больше полётов в единицу времени, а мощный мотор позволяет “вытянуть” модель в критической ситуации.

Представляете ли вы себе объём финансовых вложений, которых потребует авиамодельное хобби?

Смотрите про коптеры:  Детский планер. Переделываем в радиоуправляемый самолёт.

В конечном итоге все рассуждения о первой модели сводятся к единому знаменателю – деньги, деньги и еще раз деньги. Без них, увы, никак не обойтись. И вот здесь жестокий удар разочарования приходится прежде всего по самым молодым моделистам – тем, кто еще не имеет работы и кому родители не могут выдать хотя бы пятидесяти долларов на подержанную аппаратуру… но без минимального количества денег на аппаратуру вы можете рассчитывать только на полёты свободнолетающих моделей, которые будете строить сами.


А ведь авиамоделизм требует гораздо большего, чем 50 долларов на полуубитую аппаратуру. Конечно, не всё сразу, но в зависимости от класса моделей, которыми вы станете заниматься в дальнейшем, ваше хобби потребует тех или иных финансовых вливаний.

Оборудование для запуска моделей с двс

Топливо и заправочные приспособления. Как правило, используемое топливо состоит на 80% из метилового спирта и на 20% – из касторового масла. Хранить его следует в герметически закрытой ёмкости, лучше всего канистре.

Для заправки модели потребуется специальная помпа, ручная или электрическая. При её отсутствии можно обойтись и пластиковой бутылкой с соответствующим наконечником.

Питание для стартера и свечи. Для питания стартера используется 12-вольтовый аккумулятор: либо герметичный свинцовый на 7.2 А/ч – от блока бесперебойного питания компьютера, либо тот, что установлен в вашем автомобиле.

Для того, чтобы питать свечу двигателя при запуске, потребуется стартовая панель, подключающаяся к этому же аккумулятору, или отдельный аккумулятор на 1.2 В, имеющий достаточно большую ёмкость – несколько А/ч. Панель предпочтительнее, поскольку она позволяет плавно менять напряжение на свече, да и в этом случае не нужно возить с собой отдельного аккумулятора для накала свечи.

Не забудем и цанговый зажим для подключения проводов от панели к свече.

Стартер. Он позволит вам не утруждать себя запуском двигателя вручную. Вещь хоть и не необходимая, но весьма полезная. По крайней мере, в поле он поможет вам сэкономить немало времени на запуске двигателя.

Оборудование для запуска моделей с электродвигателями


Набор инструментов остаётся неизменным, полётный ящик станет поменьше. “Электрички” не требуют топлива, стартёра – и требуют иных дополнений, необходимых для взлёта.

Ходовые аккумуляторы. Помимо аккумуляторов, питающих передатчик и приёмник, потребуются еще и аккумуляторы для питания ходового электродвигателя, которые могут отдавать большой ток. Лучше всего иметь две батареи – пока на одной вы летаете, другая заряжается.

Быстрый зарядник. Это зарядное устройство, позволяющее заряжать ходовые аккумуляторы от бортовой сети автомобиля прямо в поле, в течение 30-60 минут.

На фото ниже показаны ходовые аккумуляторы и быстрый зарядник.

Еще одно необходимое дополнение – это регулятор хода для электродвигателя модели. Несмотря на то, что данное устройство устанавливается на борту модели, оно упомянуто в этом разделе – потому, что покупка его также потребует определённых затрат.

Оборудование для запуска планеров

И снова инструменты и полётный ящик составят наш багаж. По большому счёту, для первых полётов, когда ваш друг запускает планер с руки, а вы им рулите – больше ничего и не надо. Но вот когда вы освоите полёт с руки по прямой – а это происходит, как правило, за один – два дня – вы захотите забросить планер повыше. Вот что вам понадобится для этого:

Леер. Леска диаметром 1…2 мм. С ее помощью планер запускается подобно змею, а достигнув максимальной высоты, отцепляется и летит самостоятельно, управляемый пилотом. Для ускорения движения планера при затяжке часто применяют блок.


При отсутствии помощника вполне можно использовать катапульту – это тот же самый леер, привязанный к резиновому жгуту, закреплённому в земле. В этом случае достаточно растянуть резину, прицепить к лееру планер – и можно лететь.

Планеры и мотопланеры

Медленно летающий планер – идеальная учебная парта для тех, у кого нет поблизости инструктора, а финансовое положение оставляет желать лучшего. Пусть это будет моё личное мнение, но человек, научившийся летать на планере и сразу приучающийся беречь каждый метр высоты и продумывать каждый манёвр, перейдя в дальнейшем на моторную модель, будет летать намного более осознанно и аккуратно.

Главный плюс модели планера – быстрота и простота подготовки к старту. Здесь не требуется запускать и настраивать мотор, заботиться о топливе. Благодаря отсутствию мотора планер является наиболее дешёвой из возможных учебных моделей.

Но в отсутствии мотора есть и большой минус. Для запуска планера (а запускается он подобно воздушному змею) вам потребуется приятель, который будет не прочь побегать в течение всего полётного дня – или резиновая катапульта, которую вы будете растягивать самостоятельно.

Впрочем, этот минус легко устраняется установкой на планер небольшого двигателя внутреннего сгорания или электромотора, при этом сохраняются все основные преимущества планера – неспешность полёта и некоторая задержка в реакциях на движения ручек передатчика.

Уменьшенную вследствие большого размаха маневренность планера можно отнести не к минусам, а к плюсам. Менее маневренная модель будет прощать пилоту более грубые ошибки и позволит научиться летать и без инструктора. Скептики же, заявляющие о невозможности выполнения петель и бочек на планере, могут убедиться в обратном на любых соревнованиях по радиоуправляемым моделям планеров.

Наилучшим образом для обучения подойдёт планер размахом 1700-2200 мм, массой около 1 кг. Мотопланер же будет аналогичных размеров, но потяжелее – до полутора килограммов, в зависимости от массы мотоустановки.

Самолеты с двигателем внутреннего сгорания

Учебный самолёт с ДВС, как правило, называется “тренировочным” или, для краткости, тренером. Это самолёт с верхним расположением крыла, которое имеет выраженный угол V, придающий модели требуемую устойчивость. Фотография такого самолёта приведена в начале статьи.

Тренер хорош прежде всего тем, что позволяет не только научиться взлетать, садиться и держаться в небе, но и выполнять простейшие фигуры высшего пилотажа – бочки и петли. Еще одно преимущество тренера – возможность полётов даже в достаточно сильный ветер. Ну и конечно же, он больше всего похож на “настоящий” самолёт.

Однако такой тип учебных моделей имеет и ряд недостатков. Прежде всего, вам понадобится инструктор – человек, который научит вас заводить и регулировать двигатель вашего самолёта и проведёт от начала до конца весь процесс обучения полётам. Самостоятельно научиться летать на тренере без серьёзных его повреждений практически невозможно. Так что при отсутствии инструктора рассмотрите возможность полётов на иных типах моделей.

Оптимальным для обучения представляется тренер размахом 1400…1600 мм, с двигателем рабочим объёмом 6.5…7 куб.см и массой 2000-2500 грамм. Он не будет сильно бояться ветра, и в силу большого размаха будет хорошо виден даже на большой высоте. Впрочем, ничуть не хуже окажется и самолётик размахом 1200…1300 мм с двигателем объёмом 3.5…4 куб.см. А для того, чтобы маленький самолёт было хорошо видно в небе, низ крыла можно окрасить яркой флуоресцентной эмалью.

Тренер может быть изготовлен как из дерева (бальзы или липы и сосны), так и из гофропластика – материала, с виду напоминающего гофрированный упаковочный картон (подобные самолёты еще называют «картонычами»). И у тех и у других моделей есть свои плюсы и минусы.

Деревянный самолёт имеет меньшую массу и существенно более высокие аэродинамические характеристики по сравнению с гофропластиковым. С другой стороны, самолёт из «гофры» практически невозможно разбить – он только мнётся и гнётся при ударах, от которых деревянный самолёт наполовину разваливается.

А с третьей…с третьей оказывается, что «картоныч» редко способен на что-то большее, чем первоначальное обучение полётам и пилотажу. Деревянный же тренер в опытных руках может творить чудеса. Как правило, на «картоныч» устанавливается более мощный двигатель, чем на бальзовый тренер аналогичного размера.


Впрочем, из всякого правила бывают исключения, и существуют очень грамотно спроектированные “картонычи”, по лётным характеристикам не уступающие моделям, сделанным из бальзы.

Заключение

Хочется надеяться, что по прочтении этой статьи вы уже не пойдёте на форум с вопросом “Помогите!!! Я полный чайник, но хочу радиоуправляемую модель!! Какая лучше всего?!! А что надо для запуска?!!!”. Теперь-то вы уже в курсе, что к чему, и скорее всего, после изучения того, что есть на рынке, повесите на форуме скромненькое объявление:

“Куплю тренер, с аппаратурой и двигателем, а также стартёр и прикур для свечки”. Или, купив аппаратуру, поищете чертежи простенького планера, уже зная примерно, что в нём для чего предназначено, построите его сами, и, научившись летать, станете первым моделистом в вашем родном городе…

Не забывайте, что выбор вашей модели – только ваш, и никто и никогда не даст вам правильный на 100% совет. Не мучайте других моделистов, прося их сделать ваш выбор за вас. Ведь теперь, зная основные критерии выбора первой модели, вы сами найдёте то, что вам лучше всего подойдёт.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector