Миллион обличий боевого робота — Игромания

Миллион обличий боевого робота — Игромания Конструкторы

Большой робот — это большая сила

Первые широко известные японские мехи были абсолютным
оружием. В аниме-сериалах семидесятых, вроде «Мазингер Зет», «Грендайзер»
и «Геттер Робо», даже если враги
находили, что им противопоставить, рано или поздно пилот превозмогал все и вся
и выдавал на-гора какой-нибудь всесокрушающий финт.

Разумеется, в играх эта разновидность мехов тоже нашла
отражение — например, в серии Zone of the Enders.
В 2001 году первую часть сметали с полок по одной простой причине — к диску
прилагалась демо-версия Metal Gear Solid 2.

А то, что
сама игра была неплохой, да еще и от Хидэо Кодзимы, сошло за приятное
дополнение. И хоть местами она была скучновата и вся работала по одной схеме
(выбрал миссию — убил всех роботов — посмотрел ролик — вернулся к выбору
миссии), Zone of the Enders оставалась чертовски зрелищной и радовала хорошей
слэшерной боевкой. Ну и сюжет. Он был.

Большой робот — это инструмент

В 1979 году, с появлением аниме-сериала Mobile Suit Gundam, от
всемогущих «супермехов» отделились так называемые «реальные мехи». Первые
продолжали традиции старых представителей жанра: это были истории о неуязвимых
и всемогущих мехах, спасающих мир от злых кого-нибудь.

Смотрите про коптеры:  От земли к FPV Квадрокоптеру: Введение / Хабр

Но начиная с Gundam нам
стали больше рассказывать о людях, втянутых в войну. Людях, которые не делятся
на хороших и плохих, а преследуют личные интересы. Людях, которые сталкиваются
с ужасами войны и меняются под их гнетом. Людях, которые используют в качестве
главного оружия больших прямоходящих роботов.

Вышеописанное относится и к культовой игре Front
Mission.
Появившись в 1995 году, эта тактическая ролевая игра дала начало огромной серии из пяти основных частей и тучи ответвлений. Front Mission — это сложные
тактические сражения, это гибкая настройка мехов (тут они называются ванзерами),
это проработанный до мелочей мир. Ну и главное: это история о людях.

Пусть на
улице война, игра рассказывает нам не о ней. В центре внимания не воюющие
стороны и даже не ратные подвиги. История концентрируется на людях, втянутых в войну
и вынужденных жить в ее условиях. Пускай ванзеры потрясающе выглядят, пускай их
вид завораживает, а от битв мороз идет по коже… Мехи — это просто инструмент,
оружие, и во Front Mission это видно особенно ясно.

Увы, после четвертой части Front Mission перестали
выпускаться на английском. Позорный боевик Front Mission Evolved — не в счет.

Хоть мехи и стали аналогами танков, начинали они отнюдь не в
роли оружия. В 1880 году вышел роман Жюля Верна «Паровой дом. Путешествие
по Северной Индии
»
,
в котором описывался огромный механический слон, служивший героям ходячим
жилищем.

В качестве оружия мехи дебютировали в романе Герберта Уэллса
«Война миров»,
а рост популярности меха-аниме закрепил за ними статус вундерваффе. Но и это не
мешает им появляться иногда и в других ролях. Например, в аниме RideBack одаренная балерина покидает сцену из-за травмы, но взамен получает возможность
реализовать себя, выделывая фокусы на мехе-мотоцикле. Ну и нельзя не вспомнить
про Эллен Рипли, оседлавшую грузового меха в «Чужих». Правда, использовала она
его все равно не по назначению — но это уже детали.

Миллион обличий боевого робота

► Несмотря на общий реализм, авторы

Ghost In the Shell

решили соригинальничать: местные

татикомы

— паукообразные танкетки, наделенные таким интеллектом, до которого многим людям-то далеко.

Большой робот — это не аргумент

Мехов рисуют по-разному. Одни разработчики предпочитают
больших и неповоротливых, другие — маленьких и грациозных. Самые смелые —
больших и всесильных. Но почти всегда верно неравенство: «мех > человек».

Шагающий робот — это всегда преимущество, боевое
превосходство. И тут как гром среди ясного неба падают они — титаны. В Titanfall
мехом управлять легко, а чтобы убить им человека, нужно сделать пару хороших
выстрелов. Но для начала надо попасть — и тут кроется главная особенность игры:
мех не дает превосходства. Вообще.

Все его преимущества умело компенсируются
недостатками. «Титан» — это не супероружие, это просто другой стиль игры.
Поэтому старое уравнение не работает — ведь даже один человек может без труда
завалить вашего монстра, если будет достаточно быстр и изворотлив.

Поэтому (о диво!) одинокий титан должен опасаться, как бы
ему не пойти на металлолом усилиями одного-единственного пехотинца. Это делает
пилотов особенно нуждающимися в командной игре и поддержке дополнительной пары
глаз, а то оседлать меха и разворотить его «ахиллесову пяту» может любой
желающий.

Большой робот — это не игрушка

В конце восьмидесятых произошло знаменательное событие:
появилась игра MechWarrior,
давшая начало легендарной серии меха-симуляторов. Пусть MW и не стала первой игрой во вселенной BattleTech, прославила
ее именно она.

Мехи из Battletech мощны, но не всесильны, и победа зависит
от множества переменных. Тут вам и сложная настройка роботов, и управление
отрядом (да-да, целым отрядом), и глубокая тактика на поле боя. Если мехи не
работают как отлаженный механизм, то быстренько превращаются в гробы для своих
пилотов.

Но, конечно, даже отточенные навыки не исключали такой исход, потому
что в MW имелась точечная система повреждения. Мало того, что выстрел повреждал
конкретные части шагохода, так еще и пилота мог напрямую прикончить — и тут уж
никакая броня не спасет.

Большой робот — это причина комплексов

Представьте: вы воюете себе, воюете. Привыкли уже к
расстановке сил: эти — мясо, те — вызов, а третьи — проблема. Иногда можно
найти и Очень Большую Проблему. Но в любом случае вы уже осознали свое место в
этом мире. А потом вы залезаете вон в ту большую механическую дуру.

Что это
значит? Ну, управлять стало несколько сложнее, вы неповоротливы. Но есть и
другой момент. Теперь для вас все — мясо, а хоть какой-нибудь вызов может бросить
разве что пресловутая Очень Большая Проблема. Иногда, правда, и ей приходится
появиться экземплярах в десяти, чтобы худо-бедно нам угрожать.

А потом покатушки заканчиваются, герой вылезает. Что
изменилось? Ну, теперь мы быстры, «удобны» и… уязвимы. Да, у меха были свои
недостатки, но в нем игрок был ходячей крепостью, враги не жили на экране и
пары секунд: пулеметы, ракеты, лазеры и прочие достижения науки расщепляли их
на молекулы.

Примерно так мехи выглядят в большинстве игр, позволяющих
порулить ими время от времени. Хотя бы один уровень в кабине меха давно стал
атрибутом хорошего научно-фантастического боевика, будь то хоть The
Chronicles of Riddick:

Escape from Butcher Bay, хоть F.E.A.R.
2: Project Origin.
Это, конечно, освежает впечатления от игры, подкручивает зрелищность и
разнообразие. Но вылезать из уютного танка в злую реальность как-то не хочется.

Забавное дело: за всю историю серии Metal Gear Solid мы разобрали по винтикам столько мехов, что всех и не упомнить. Невозможно
представить себе MGS без ритуального уничтожения Metal Gear — огромного
прямоходящего робота, способного запускать ядерные боеголовки.

Но лишь раз Хидэо Кодзима дал игроку шанс лично поуправлять
одним из этих монстров. И не просто «одним из» — мы залезли в того самого Metal Gear REX, которого Солид Снейк одолел в первой Metal Gear Solid.
Четвертая часть серии, Guns of the Patriots, у
кого-то вызывает восторг, у кого-то разочарование, но каждая вторая сцена
врезается в память, и эпизод за REX — тому пример. Пусть он длится каких-то
пять минут, забыть его невозможно. Дело даже не в том, что роботы Gekko на фоне
«Рекса» превращаются в муравьев, — дело в дуэли с Metal Gear RAY, созданным
специально для уничтожения своих собратьев. Японцы всегда славились любовью к
эпичным битвам двух огромных чудовищ, и тут Кодзима не подвел. Пусть под ногами
мехов не рушится Токио, не гибнут миллионы людей — все равно пробирает до
костей. Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что это лучший меха-эпизод в «не-меховой»
игре.

Вторжение роботов из открытого космоса

В 1979 году на японском ТВ выходит первая серия нового аниме «Мобильный воин Гандам», несколько отличающаяся от привычных историй о боевых роботах. В 2179 году проблему перенаселения нашей планеты решают с помощью бескрайнего космоса, где создаются «Стороны» – огромные колонии.

Однако не всех устраивает такое положение, и Сторона-3, выбравшая себе название Герцогство Зион, собирается объявить Земле войну за независимость. Повстанцы делают ставку на новое вооружение – мобильных воинов, человекоподобных управляемых роботов, которые должны помочь обратить ход войны в их пользу.

Подход удивил зрителей, и шоу закрыли из-за низких рейтингов: вместо знакомых всем детских программ сериал предлагал мрачную и взрослую историю. Однако выпущенная в 1980 году серия игрушек по мотивам Гандама подняла интерес аудитории – здесь стоит подчеркнуть, что фигурки создавались и на основе других шоу, причем долгое время успешность сериала определялась уровнем продаж мерчандайза.

Главное отличие от «Мазингера Зет» заключалось в том, что мехи здесь были повсеместно, и они не сражались с отдельными монстрами, что позволило рассказать большую и куда более сложную историю (это отличает «реалистичных меха» от «супер-меха»). Впервые в аниме о мехах серьезно поднимались непростые вопросы, а место монстров заняли обычные люди – причем обе стороны конфликта были понятны, а однозначных злодеев в сериале не было.

Для «реалистичных меха» 1980-е стали золотым временем: множество сериалов активно шли по стопам «Гандама», используя те же приемы и ходы, – «Клык солнечного Даграма», «Бронированные воины Вотомы» и «Полицию будущего» можно считать отличными примерами.

Выход за пределы

Конечно же, один из самых популярных аниме-жанров не мог оставаться незамеченным на Западе, и речь идет не только о выпуске аниме в Европе и Америке. Мехи сумели найти свой путь на большие экраны: одним из первых примеров можно считать фильм «Робот Джокс», вышедший в 1989 году.

В центре сюжета — конфликт проамериканского Западного Рынка и Сибирской Конфедерации на фоне постапокалипсиса. Правда, конфликт не боевой, а скорее спортивный: войны упразднены, и споры решаются битвами огромных роботов. У фильма был менее удачный сиквел и что-то вроде ответвления, «Бей и жги».

Нельзя не вспомнить и «Могучих рейнджеров», американскую адаптацию японского шоу Super Sentai. Многие сцены из оригинала перекочевали в неизменном виде (речь в основном о боевых эпизодах), но немало материала было снято заново, с привлечением американских актеров.

В числе же удачных фильмов о пилотируемых людьми мехах можно также назвать «Живую сталь» – картину о боксерских поединках между огромных роботов и семейных ценностях. Фильм с Хью Джекманом и Эванджелин Лилли тепло приняли и критики, и зрители.

Не меньшего успеха добился фильм о противостоянии кайдзю и мехов за авторством Гильермо дель Торо – «Тихоокеанский рубеж». История о победе человечества над огромными монстрами из другого измерения в прошлом году обзавелась сиквелом, и если первый фильм был признанием в любви к монстрам, то в картине Стивена С. ДеНайта чувствуется детский восторг перед огромными роботами.

Нечто отдаленно напоминающее мехов можно увидеть и в «Аватаре» Джеймса Кэмерона: силы Земли пользуются особыми роботами для сражений, хотя, конечно, этот фильм к жанру меха можно отнести с большой натяжкой.

Отдельно стоит упомянуть и франшизу Майкла Бэя «Трансформеры»: да, формально речь идет не о мехах, а о пришельцах, но корни все же можно проследить до японской анимации. Дело в том, что изначально трансформеры появились как серия игрушек американской компании Hasbro, и лишь после обретения популярности в виде пластмассовых изделий они обрели полноценный сюжет, собственный сериал и серию комиксов.

Что ждет меха в будущем — вопрос открытый, но они явно надолго останутся с нами. Сейчас мехи не пользуются столь большой популярностью, как пару десятилетий назад, но кто знает — может, в обозримом будущем появится новый «Мазингер», «Гандам» или «Евангелион», который переизобретет жанр и предложит нечто свежее и оригинальное?

Дополнительная литература

Литература, на которую напрямую не ссылается статья:

  1. Reed, Philip (2007). «BattleTech». In Lowder, James. Hobby Games: The 100 Best. Green Ronin Publishing.
  2. Weisman, Jordan; L. Ross Babcock III (1984). Basic Battledroids. Chicago: FASA Corporation.
  3. Harmony Gold U.S.A. and Playmates Toys v. FASA Corporation and Virtual World Entertainment, 95 2972 (U.S. District Court for the Northern District of Illinois, Eastern Division 1996-06-12).
  4. Record Sheets: Phoenix Upgrades. BattleCorps. 2006. pp. 1-2.
  5. Bills, Randall N.; et al. (2006). «A Time of War». Total Warfare. Classic BattleTech. Chicago: FanPro LLC. ISBN 1-932564-77-2.
  6. Hess, Clare W.; et al. (1989). «Star League Technology». In Donna Ippolito. Technical Readout: 2750 (Corrected Second Printing ed.). Chicago: FASA Corporation. ISBN 1-55560-089-1.
  7. Hartford, Chris; et al. (1993). «History of Naval Warfare». In Donna Ippolito. Battlespace Sourcebook. Chicago: FASA Corporation. ISBN 1-55560-208-8.
  8. Donna Ippolito, ed. (1991). «Historical Overview». MechWarrior (Second Edition ed.). Chicago: FASA Corporation. ISBN 1-55560-129-4.
  9. Keith, J. Andrew; Jim Musser (1990). «The Clans». In Donna Ippolito. Technical Readout: 3050 (Revised Second Printing ed.). Chicago: FASA Corporation. ISBN 1-55560-090-5.
  10. Donna Ippolito, ed. (1992). «Inner Sphere Prototypes». Technical Readout: 3055 (Corrected Second Printing ed.). Chicago: FASA Corporation. ISBN 1-55560-164-2.
  11. Hartford, Chris; et al. (1993). «Naval Technology: Jumpships». In Donna Ippolito. Battlespace Sourcebook. Chicago: FASA Corporation. ISBN 1-55560-208-8.
  12. Donna Ippolito, ed. (1991). «Space Travel». MechWarrior (Second Edition ed.). Chicago: FASA Corporation. ISBN 1-55560-129-4.
  13. Donna Ippolito, ed. (1991). «Hyperpulse Generator». MechWarrior (Second Edition ed.). Chicago: FASA Corporation. ISBN 1-55560-129-4.
  14. Nystul, Mike; Blaine Pardoe (1991). «New Tech». Unbound. Chicago: FASA. ISBN 1-55560-106-5.
  15. «New Equipment». A Guide to Covert Ops. Classic BattleTech. FanPro. 2004. ISBN 1-932564-15-2.
  16. House Mark. Chicago: FASA. 1988. p. 23. ISBN 1-55560-034-4.
  17. Bills, Randall N.; et al. (2007). «Construction Basics». TechManual. Classic BattleTech. Lake Stevens, WA: Catalyst Game Labs. ISBN 0-9792047-2-0.
  18. Bills, Randall N.; et al. (2007). «BattleMech Tech: A Primer». TechManual. Classic BattleTech. Lake Stevens, WA: Catalyst Game Labs. ISBN 0-9792047-2-0.

Затишье перед бурей

Начало нового века для меха стало золотым: здесь, в отличие от предыдущих десятилетий, не случалось никаких революций, но они и не были нужны. Зрители просто получали лучшее, что может выдать жанр. Сериал «Стальная тревога» добавлял к мехам легкую школьную комедию.

А в 2007 году вышел «Гуррен-Лаганн», до сих пор считающийся одним из лучших образцов «супер-меха». В сюжете речь шла об остатках человечества, загнанных в далеком прошлом под землю. Но случайная находка простого подростка Симона, загадочный бур, подарила человечеству новую надежду в борьбе с Лордгеномом и его армией зверолюдей.

Одновременно пародируя и отдавая должное сериалам-предшественникам, «Гуррен-Лаганн» умело сочетал гротеск (здесь есть мехи размером с галактику) и интересный, захватывающий сюжет, полный остроумных шуток и тонко проработанных персонажей. Отсылки к шоу сегодня можно найти в самых неожиданных местах: к примеру, на проведенном в 2007 году конкурсе редизайна британского флага (на тот момент заходила речь о необходимости отразить на полотне также и валлийского дракона) победила именно версия с логотипом банды Гуррен, занимающей важное место в сериале.

В рамках же «реалистичного меха» в 2006 году появился главный конкурент франшизы «Гандам» — «Код Гиасс», сериал, также рассказывающий о политических передрягах больше, чем, собственно, о роботах. В альтернативной реальности мир разделился на три сверхдержавы: Священную Британскую империю, Китайскую федерацию и Европейский союз.

Стартовой точкой для первого сериала стало нападение Святой Британской империи на Японию с помощью новейшего оружия — Найтмер Фреймы, человекоподобных роботов, и быстро одержанная победа, в результате которой Япония превращается в Зону 11. Беглый же британский принц возглавляет террористическую группировку, которая сражается против Британии.

История

Во вселенной BattleTech первым разработанным боевым Мехом стал Mackie MSK-6S, 100-тонная бипедальная машина. Он был разработан в 2439 г. Гегемонией Терры, впервые применен в 2443 г. После кражи чертежей в 2455 году, технология Боевых Мехов начинает распространяться по различным государствам Внутренней Сферы  (англ.) (рус. и получает значительное развитие в последующие несколько веков.

Во время гегемонии Звездной Лиги (с 2571 по 2751 г.) происходит широкое распространение мехов по всей Внутренней Сфере. С началом Войн за Наследие (2786-3040 г.) организация, занимающаяся связью между планетами (в 2588 году взявшее себе имя «КомСтар»), добивается признания Лордами Великих Домов своего нейтралитета и неприкосновенности систем связи.

В ходе затяжных конфликтов, ранее подписанное между Великими Домами Внутренней Сферы соглашение о неприменении оружия массового поражения было денонсировано, большая часть инфраструктуры, технологий и опыта, необходимых для производства самых современных моделей мехов, была потеряна. В 2808 г.

КомСтар становится институтом сохранения Технологий и Знания, чтобы впоследствии передать их людям Внутренней Сферы, когда борьба закончится и принимает ряд мер с целью установить монополию на техническую информацию времён Звездной Лиги и не допустить её распространения. В результате к началу 31 века большинство моделей мехов Великих Домов существовали уже веками.

В то же время, в 2784 г., большая часть военных Звёздной Лиги с материальной частью и семьями под предводительством генерала СОЗЛ Александра Керенского (англ. Aleksandr Kerensky) покинула пределы Внутренней Сферы и поставили своей целью когда-нибудь восстановить Звездную Лигу.

Позже они стали известны как Кланы  (англ.) (рус..

На протяжении практически трех столетий Кланы развивали и совершенствовали технологию Боевых Мехов. Вторгнувшись во Внутренней Сфере в 3049 г. Кланы значительно превосходили Внутреннюю Сферу по сложности и боевой мощи Мехов. Первым подтвержденным встреченным Внутренней Сферой мехом Кланов был Timber Wolf (Лесной волк), названный мехвоином Внутренней Сферы Феланом Келлом (англ. Phelan Kell) из наемного подразделения Гончие Келла (англ.

Kell`s Hounds) как Mad Cat — прицельный компьютер при попытке определить его тип переключался между MAD (англ. Marauder) и CAT (англ. Catapult). Вторжение Кланов вызвало возрождениенаучно-исследовательских работ по разработке Боевых Мехов, рост их производства и развитие, как во Внутренней Сфере, так и у Кланов, что привело к внедрению многих новых моделей в 3050-х и 3060-х годах.

После распада второй Звездной Лиги в конце 3067 г., большинство производств Боевых Мехов были повреждены или уничтожены словом Блейка во время Джихада (3067 — 3081). Меньшие заводы перестроили и начали производство древних моделей, времён эпохи войны (2398—2571 г.), ровесников боевого меха Mackie.

Создание гибридов этих древних конструкций и новых технологий снова привело к медленному прогрессу в развитии мехов, несмотря на возвращение к тотальной войне и использование ядерного оружия.[45]

История происхождения

В японском варианте — ме́хи в жанрах аниме и манга называются ме́ха (используется сокращение от англ. mechanical как mecha и во множественном числе mechas, в отличие от английского сокращения, где используются mech, mechs).

Ме́хи дебютировали в настольной тактической игре от FASA Corporation  (англ.) (рус.[5] в 1984 году[10].

Боевые роботизированные машины пилотируемые мехвоинами (англ. mechwarrior) сражались в отдаленном фантастическом будущем. В качестве поля боя использовалась гексогональная карта, а в качестве генератора случайных чисел — шестигранные кубики[5].

Конструкция боевых мехов

Мех состоит из внутренней структуры: металлического или композитного каркаса, который связан с электроактивным полимером — миомером (этот термин вымышленный и относится к вселенной BattleTech). Миомеры обладают высокой прочностью и эластичностью, но главное — этот полимер может сжиматься под воздействием электрического тока приводя в движение «скелет» меха аналогично костям и мышечной ткани.

Необходимый электрический ток для миомеров и других систем обычно обеспечивается малогабаритным термоядерным реактором, установленным в корпусе. Стабильность конструкции обеспечивает мощный гироскоп, который связан через бортовой компьютер и нейрошлем с пилотом.

Стоит отметить, что во вселенной Battletech нейросвязь машины и пилота — вспомогательная функция управления, служащая для лучшего обеспечения равновесия боевого Меха. Основными органами управления являются вполне стандартные рукоятки управления, педали, индикаторы и пульты. Однако, в процессе боя пилот может получить повреждения от нейрошлема из-за «обратной связи».

В конструкцию меха входит стандартное оборудование, которое необходимо для функционирования, а оставшаяся масса и объём занимается бронёй, вооружением и различными дополнительными системами.

В стандартное оборудование меха входит: кокпит, система жизнеобеспечения, сенсоры, реактор, гироскоп, приводы сочленений (ножных и ручных), базовые элементы конструкции (каркас, миомеры), система охлаждения реактора.

Дополнительным оборудованием могут выступать улучшенные системы обнаружения, такие как активный зонд «Гончая», системы РЭБ, расширенные системы защиты и управления огнём, дополнительные элементы охлаждения, прыжковые двигатели.

Вооружение мехов во вселенной BattleTech выделяется в три основные группы: энергетическое, баллистическое и ракетное. Отдельно от оружия дальнего боя можно выделить вооружение для ближнего боя: мечи, топоры, выдвижные лезвия и прочее.

Энергетическое вооружение выделяет много тепла, но не требует боеприпасов. Представлено лазерами и излучателями частиц (англ. particle projector cannon).

Баллистическое выделяет сравнительно немного тепла, но имеет расходуемый боезапас. Представлено семействами автоматических пушек, винтовками Гаусса, пулемётами.

Ракетное вооружение также выделяет ощутимое количество тепла и требует боезапас. Представлено различными системами ближнего, дальнего и универсального действия.[5][46][47][40]

Конфигурация

Мехи имеют диапазон высот от 7 до 17 метров и массой от 20 до 100 тонн (тоннаж подавляющего большинства мехов описанных во вселенной BattleTech кратен 5-ти тоннам), причем некоторые способны перемещаться по земле на скоростях значительно свыше 150 км/ч (90 миль/ч), например мех Fire Moth (Dasher) способен развить скорость свыше 200 км/ч.

Мехи имеют корпуса — «туловища», способные вращаться в обе стороны независимо от ног, но мало кто может сделать полный поворот на 360 градусов. Обычно Мехи получают энергию от термоядерных реакторов, но в некоторых случая используется ядерный реактор и даже «примитивный» двигатель внутреннего сгорания.

Двуногие

Большинство Боевых Мехов являются двуногими[6] (англ. «bipedal») и могут быть классифицированы как либо гуманоиды, использующие бипедализм или конечности с обратным суставом («птичьи ноги»)[49].

Гуманоидные типы мехов являются наиболее распространенными и включают в себя хорошо узнаваемые мехи-«иконы» Атлас (англ. Atlas) и Саммонер (англ. Summoner). Мехи с обратным суставом встречаются немного реже на поле битвы, но из их числа такие известные модели, как Супернова, Мародёр, Катапульта, Лесной Волк (он же Бешеный Кот)

Четвероногие

Четвероногие (англ. Quad)[6] мехи составляют небольшой сегмент официальных проектов, но в то время как им не хватает гибкости двуногих конструкций, они значительно устойчивее.

Триножные[6] (англ. Tripod)

Триножные Мехи могут быть любого весового класса, при этом они могут быть как боевого так и утилитарного назначения: индустриальные, сельскохозяйственные и т. д.

Лихие 1990-е

С приходом последнего десятилетия ХХ века жанр меха столкнулся с кризисом идентичности: «супер-меха» и «реалистичные меха» уже не казались такими интересными и свежими, как раньше, и студии ударились в эксперименты. В ход шло все: от смешения стандартных элементов («Ганбастер:

Дотянись до неба») до создания принципиально новых: например, «Мобильный воин Гандам: Восьмой взвод МС» «приземлил» историю до максимума, сделав ее предельно реалистичной, или «Видение Эскафлона», в котором мехи существуют в альтернативном средневековье.

Ключевым годом десятилетия можно считать 1995-й. Тогда вышли два важнейших для жанра сериала «Мобильный воин Гандам Дубль-вэ» и «Евангелион нового поколения». И если «Дубль-вэ» во многом просто стал сериалом, который пробил дорогу японской анимации на Запад и до сих пор считается одной из ключевых «классических» картин, то с «Евангелионом» совсем другая история.

Появление самого первого «Гандама» в свое время перевернуло жанр меха, а вот выход «Евангелиона», как считают многие, перевернуло мир аниме: в следующем году сериалу исполнится уже 25 лет, а его следы тут и там можно встретить до сих пор, не говоря о его невероятной популярности и произведенному эффекту.

Пожалуй, главное, что сделал сериал для массовой аудитории, — он показал: зритель вовсе не обязан любить роботов, чтобы с удовольствием смотреть шоу с их участием. Жанр меха больше не ограничивался политическими рамками или «монстром недели». Он даже не сталкивал привычные поджанры друг с другом.

«Евангелион» был куда больше, чем просто сериал об огромных роботах, — они здесь были лишь фоном для более сложной и глубокой истории. И если «Гандама» после выхода многие пытались копировать, то с «Евангелионом» не вышло — что, впрочем, не помешало ему стать знаковым.

О «Евангелионе» можно (и нужно) говорить больше, но в рамках разговора о жанре в целом стоит отметить необычный дизайн мехов, сочетающий биологическую и механическую составляющие, а также радикальный выход из рамок (к привычным политике и сражениям добавились психоанализ, религиозные мотивы и немало философских тем с отсылками к Кьеркегору, Гегелю и Хайдеггеру), что откроет последующим сериалам куда большую свободу в выборе тем.

Могучий атом

боевой робот
Возможно, первый управляемый робот в манге «Ядерный андроид» (原子力人造人間), 1948

После поражения во Второй мировой войне Япония перестраивалась на мирную жизнь после долгих лет военной политики, а приход американцев помог в числе прочего с экономическим и технологическим ростом. Для киноиндустрии этот поворот можно считать отправной точкой сразу для двух робофраншиз:

Осаму Тэдзука, один из революционеров японской анимации, создал «Астробоя», а Мицутэру Екояма, создавший поджанр махо-сёдзё («девочки-волшебницы») – «Гигантора». Прижились американские названия, хотя в оригинале они назывались «Могучий атом» (Mighty Atom) и «Железный человек #28» (Tetsujin 28-go).

Падение титанов

И если в нулевых жанр переживал расцвет, то в десятые мехи прибыли изрядно потрепанными. «Звездный гонщик: Блистательный Такуто», «Капитан Земля» и «Рыцари Сидонии», конечно, предпринимали безуспешные попытки возродить жанр — сегодня о них вспоминают только поклонники мехов. Да и старые франшизы чувствовали себя не лучшим образом: к примеру, «Гандам» все чаще выходил в формате OVA.

Сегодня меха переживает не лучшие времена, что не так уж удивительно: в конце концов, вот уже 60 лет роботы активно сражаются на экране. К тому же не стоит забывать, что во многом популярность жанра была следствием послевоенной травмы. И хотя вооруженные конфликты никуда не делись, но уже не имеют столь глобального влияния.

Интерес аудитории идет на спад еще по нескольким причинам: все чаще аниме-сериалы (и не только) становятся короче, и стандартных на сегодня 13 серий попросту не хватает для рассказа комплексной истории о роботах, и многие ключевые франшизы вынуждены полагаться только на старых фанатов — с чем-то подобным может столкнуться и Marvel, если продолжит в том же духе.

Пилотирование

В настольной игре по правилам Classic Battletech навыки пилота отображаются двумя показателями: стрельба (англ. gunnery) и пилотирование (англ. piloting). Чем ниже значение этих характеристик — тем лучше подготовлен пилот Боевого Меха. Навык стрельбы отвечает за успех попаданий из различных систем вооружения: баллистических, энергетических, ракетных.

В видео игре выбор боевого робота (Меха) и его настройка зависят от двух факторов — стиля игры игрока и того, кто непосредственно будет пилотировать Мех[51].
Мех может терять устойчивость и падать, стрелять лёжа, вставать, прыгать, «куроподобные мехи  (англ.) (рус.» ещё и приседать[52][53].

С помощью приборной панели органов управления «Vertical Tank» Control System можно управлять мехами, выпущена для игры Steel Battalion (возможно подключение к MechWarrior 3 и 4[54][55].

Пресса о вселенной battletech

Крупнейший на территории бывшего СССР журнал о фантастике «Мир фантастики» пишет о мехах в статье «Миры. BattleTech. Вселенная боевых роботов»[5]:

Очевидно, что создание гуманоидных боевых роботов, в мире BattleTech часто называемых просто «мехами» (от английского сокращения «mech»), упирается в огромное количество технических проблем. Ещё бы, ведь речь идет о машинах ростом под десять метров, способных передвигаться с высокой скоростью и нести на себе мощное оружие.

На боевых роботов обычно устанавливают энергетическое оружие, которое не нуждается в боеприпасах. Кроме него, часто используются ракетные установки и автоматическое стрелковое оружие. Многие мехи могут принять участие в своеобразном рукопашном бою при помощи рук или специального оружия ближнего боя.

Журнал «Игромания» в статье «Воины русского BattleTech» написал о мехах и BattleTech, охарактеризовав BattleTech одной из величайших научно-фантастических вселенных, которую знают и любят[56]:

BattleTech — одна из величайших научно-фантастических вселенных. Миллионы фанатов по всему миру продолжают с упоением читать выходящие огромными тиражами книжки, кидают кубики в настольнике и с готовностью ныряют в кабины виртуальных мехов в очередном MechWarrior. Поклонники BT есть в каждой цивилизованной стране мира. Наша родина — не исключение.

Примечания

  1. 123Classic Battletech: Maximum Tech (неопр.). Книга правил Bryan Nystul, 127 с, 1997 г. Издатель FanPro, FASA. ISBN 1-932564-16-0, ISBN 978-1-932564-16-7.
  2. 123Classic Battletech: Maximum Tech (неопр.). Amazon.com.
  3. Как управлять мехом Kuratas на YouTube
  4. Iron Giant: Up close with Kuratas, the $1.4 million, 4-ton mech robot (неопр.). Kuratas был представлен, когда открылся веб-сайт в 2023 году.
  5. 12345678910Миры. BattleTech. Вселенная боевых роботов (неопр.). Журнал «Мир фантастики», автор, литературный критик − Дмитрий Злотницкий.
  6. 123456789Battlemechs (неопр.). Журнал «IGN».
  7. Gen Con Indy 2007 с рекордной посещаемостью: 27,000 человек (неопр.) (недоступная ссылка). Gen Con, LLC. Дата обращения: 16 января 2023.Архивировано 25 октября 2007 года.
  8. Gen Con Indy 2023 (неопр.) (недоступная ссылка). Tesera.ru. Дата обращения: 21 июня 2023.Архивировано 12 августа 2023 года.
  9. http://www.gencon.com/ Официальный сайт Gen Con (англ.)
  10. История боевых роботов (начинается с 2:45) Видео на YouTube. Выпуск подготовлен по материалам статей Петра «RDL_python» Шевцова, Андрея «Pirx» Алаева в окончательной обработке Дмитрия «Click» Михайлова
  11. BATTLE DROID (неопр.). StarWars.com.
  12. 1234BattleTech’s 25th Anniversary: No More ‘Classic’ (неопр.). ICv2.
  13. DROID (неопр.). USPTO – Бюро по регистрации патентов и торговых марок США.
  14. Hachman, MarkTweetUp Buys, Renames Twidroid Twitter App. (неопр.). PC Magazine.
  15. История гигантских роботов: о нарушении законов робототехники — журнал «Популярная механика» Автор: Артем Хачатурянц, июль 2005
  16. Mecha (неопр.). Mechapedia.
  17. Mark Gilson, «A Brief History of Japanese Robophilia», Leonardo31 (5), стр. 367—369 [368].
  18. Постановление претензий к FASA (Harmony Gold V. FASA, на английском языке) (неопр.) (недоступная ссылка). kaempen.org, Intellex Corporation. Дата обращения: 14 апреля 2023.Архивировано 8 февраля 2023 года.
  19. Randall N. Bills (2007), Record Sheets: Phoenix Upgrades, InMediaRes 
  20. Наёмники BattleTech. Вселенная боевых роботов (неопр.). Журнал «Мир фантастики», Дмитрий Злотницкий.
  21. Clute, John; Nicholls, Peter, eds. (1995) [1993]. «Game-Worlds». The Encyclopedia of Science Fiction. Technical editor, John Grant; contributing editor, Brian Stableford (2nd ed.). New York: St. Martin’s Griffin. p. 471. ISBN 0-312-09618-6. «The BattleTech novels by Robert Thurston are more straightforwardly sf, specifically space opera.»
  22. 12The Encyclopedia of Science Fiction. Clute, John; Nicholls, Peter, eds. (1995) [1993] (неопр.). Technical editor, John Grant; contributing editor, Brian Stableford (2nd ed.). New York: St. Martin’s Griffin. p. 471. ISBN 0-312-09618-6. “The BattleTech novels by Robert Thurston are more straightforwardly sf, specifically space opera.” Amazon.com.
  23. Серия MechWarrior на MobyGames
  24. 1225 лучших компьютерных игр за всё время (неопр.). Журнал «IGN».
  25. Gamespot: Sci-Fi Simulation Game of the Year 2001 (неопр.). GameSpot. Архивировано 4 ноября 2023 года.
  26. McWhertor, Michael. Shadowrun Developer Shuts Down, Kotaku.com. Архивировано 16 октября 2007 года.Дата обращения 13 сентября 2007.
  27. Weisman licenses MechWarrior, Shadowrun, Crimson Skies rights back from MS (internet finally notices) — Joystiq (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 января 2023.Архивировано 18 января 2023 года.
  28. 12Mechwarrior4 Free, the long awaited moment (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 декабря 2023.Архивировано 14 июля 2023 года.
  29. http://www.mechlivinglegends.net MechWarrior: Living Legends
  30. Виртуальные шедевры. 100 лучших фантастических игр (неопр.). Журнал «Игромания».
  31. MechWarrior Wiki (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 января 2023.Архивировано 28 января 2023 года.
  32. MechWarrior Online PCАрхивная копия от 8 ноября 2023 на Wayback Machine на IGN
  33. MechWarrior Online на сайте Absolute Games
  34. Мех (BattleTech) на сайте PlayGround.ru
  35. MechWarrior Online (рус.) на Игры@Mail.Ru
  36. Сравнение Hawken и MechWarrior Online (рус.) на Игры@Mail.Ru
  37. Мех (BattleTech) на сайте GameGuru
  38. MechWarrior 5: Mercenaries: Обзор (рус.). StopGame. Дата обращения: 21 октября 2020.
  39. Серия книг Боевые роботы — Battletech® Издательства: Армада, Армада-пресс, Армада-пресс
  40. 1234567891011Herbert A. Beas II
    Ken Horner
    Nick Marsala.
    TechManual / Herbert A. Beas II. — Catalyst Game Labs, 2007. — ISBN 0979204720.
  41. FASA Corporation (1994). «OmniMechs». Technical Manual: 3050. Ediciones Zinco — FASA Corporation. ISBN 84-468-0231-7, 239 p.
  42. L. Ross Babcock. Technical Readout: 3025. — FASA, 1986.
  43. Joel Bancroft-Connors. Technical Readout: 3085. — Catalyst Game Labs, 2023.
  44. Jason Schmetzer, Herbert A. Beas II. Technical Readout: 3150. — Catalyst Game Labs, 2023.
  45. bg.battletech.com — официальный сайт Classic Battletech
  46. Компоненты и оборудование Мехов (неопр.). MechWarrior Online и Battletech.
  47. 123456789101112Randall Bills, Herb Beas. Total Warfare. — FanPro, Catalyst Game Labs, 2006. — ISBN 1932564772.
  48. Herbert A. Beas II. Battletech.TechManual. — Catalyst Game Labs. — 2007.
  49. Stackpole, Michael A. (1996). «8». Herencia Mortal. Timun Mas. ISBN 84-480-4301-4, ISBN 978-84-480-4301-8.
  50. BATTLEMECHS (неопр.). Официальный сайт BattleTech Испании (Архивировано 2 февраля 2023 г)..
  51. Журнал Лучшие Компьютерные Игры: «MechWarrior 4 Vengeance»
  52. Каноны вселенной Battletech
  53. Приседания (Squats) – стр. 3 (неопр.). MWO Forums.
  54. Steel Battalion VT Control System on PC (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 февраля 2023.Архивировано 26 сентября 2023 года.
  55. STEEL BATTALION CONTROLLER (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 февраля 2023.Архивировано 17 июля 2023 года.
  56. Воины русского BattleTech (неопр.). Журнал «Игромания».

Развитие франшизы вселенной battletech

По мере развития франшизы боевые мехи всё чаще появлялись за пределами варгейма BattleTech[5]. Статуэтки, коллекционная карточная игра (BattleTech CCG), настольные ролевые игры и видеоигры были выпущены в рамках франшизы; мехи также фигурировали в многочисленных сериях романов (см. Список книг), действия которых разворачиваются в вымышленной вселенной BattleTech[20] (альтернативная история вымышленной вселенной развивается от 21-го до 32-го века, и может рассматриваться как космическая опера[21][22]
— один из поджанров научной фантастики), а также мультипликационный спин-офф телесериал[12].

После настольных игр появилась компьютерная играMechWarrior, с годами выросшая в большую серию игр[23], сражения боевых мехов в которых происходят во вселенной BattleTech.

FASA Interactive  (англ.) (рус. была образована в 1995 году, впоследствии стала называться FASA Studio  (англ.) (рус. и являлась частью Microsoft Game Studios, дочерней компанией корпорации Microsoft — разработавшей и выпустившей игры MechWarrior 4:

Vengeance, MechWarrior 4: Black Knight[25], MechWarrior 4: Mercenaries, MechWarrior 4: Inner Sphere ‘Mech Pak, MechWarrior 4: Clan ‘Mech Pak, MechWarrior 4 Compilation.

12 сентября 2007 года FASA была расформирована
[26].
Впоследствии Microsoft вернула права на производство электронных адаптаций игр FASA назад Джордану Вейсману, который основал и возглавил компанию под названием Smith & Tinker  (англ.) (рус.[27].

30 апреля 2023 года MekTek Studios выпустила свободное переиздание MechWarrior 4: Mercenaries в которое вошли все мехи из оригинальной игры, а также из дополнений Black Knight, Inner Sphere ‘Mech Pak и Clan ‘Mech Pak[28].

В 2009 году появилась игра MechWarrior Living Legends (2009)[29] — пользовательская модификация к игре Crysis для PC.

Зарубежный «IGN» включил серию игр MechWarrior о мехах в 25 лучших компьютерных игр за всё время[24], а российский журнал «Мир фантастики» отмечает популярность серии игр MechCommander:

«Ни одну из частей „MechCommander“ нельзя назвать шедевром, но в целом это был весьма удачный проект, получивший заслуженную популярность».

В 2008 году журнал «Игромания» включила серию игр о мехах в 100 лучших фантастических игр, поставив их среди «Игроизаций» на 7 место[30]:

Те игры, что вошли — минимальный культурный багаж любого уважающего себя любителя виртуальной фантастики.

С 30 апреля 2023 годаMechWarrior 4: Mercenaries распространяется бесплатно[28]. В итоге после MechWarrior 4 в 2023 году вышла игра MechWarrior Online[31][32][33][34][35][36][37], как перезапуск всей серии.

24 апреля 2023 года компания Paradox Interactive выпустила компьютерную тактическую игру по вселенной BattleTech с одноимённым названием BattleTech (компьютерная игра). Разработчиком игры выступила студия Harebrained Schemes основателем которой является Джордан Вейсман.

В 2023 году компания Piranha Games выпустила очередную часть симулятор боевого меха «Mechwarrior 5: Mercenaries». В игре предлагается возглавить небольшое подразделение наёмников оснащенное боевыми мехами. Помимо непосредственно управление мехом и отделением в бою игрок также принимает стратегические и экономические решения в глобальной части кампании: занимается оснащением свой команды и выстраивает отношения с различными фракциями. В игре также присутствует сюжетная линия.

Помимо игр написаны многочисленные книги, сняты сериалы, мультипликационные и художественные фильмы[5]. Вселенной BattleTech посвящены более 100 фантастических романов[5][12][39].

Суровая реальность: путеводитель по аниме меха

Вы скажете, что у меха нога сама как лыжа — огромная, но ведь и роботы не маленькие! Их вес измеряется сотнями тонн — бедняга мех подобен девушке, надевшей шпильки на прогулку по пляжу. Даже если в итоге машина не увязнет в каком-нибудь глинозёме, местность будет усеяна дырками как после бомбардировки. Казалось бы, идёт война — подумаешь, дырки! А если это важная часть коммуникационной сети, по которой перевозят вооружение и припасы? К тому же робот материализуется на поле брани не из воздуха — он идёт туда с военной базы, через всю страну с её населёнными пунктами, дорогами, реками.

Ещё одна проблема с ногами: как научить робота ходить? Вопрос не так прост, как кажется. Попробуйте медленно пройтись, обращая внимание на то, как ведёт себя туловище, когда одна нога в воздухе. Даже если стараться держать спину прямо, корпус всё равно немного наклоняется вперёд. Когда мы делаем шаг, тело балансирует на одной ноге. Ходьба сильно зависит от чувства равновесия, именно поэтому пьяный человек не может пройти по прямой: спирт действует на мозжечок. А теперь представьте, что шагать должен многометровый и многотонный железный монстр!

И ещё о равновесии. Нашему меху не по подиуму дефилировать, а сражаться на войне и стрелять из крупнокалиберного оружия. Слышали когда-нибудь про отдачу? Велика вероятность, что если такой робот бабахнет из чего-то внушительного, то тут же сядет в лужу. В прямом смысле. Остаётся либо взять что-нибудь помельче (ну, так неинтересно), либо искать мощное оружие с маленькой отдачей (ракеты? но много ли их унесёшь, да и дорого).

Миллион обличий боевого робота — Игромания

Дальше — больше. Чем «кормить» такую громадину? В автомобиле энергию нужно подать на шасси — и колёса начнут крутиться. Чтобы робот сделал шаг, двигатель должен подпитать каждое сочленение его ноги — как минимум у бедра, колена и стопы. Что же делать? Ставить по огромному мотору в каждом из этих мест или строить сложную систему трансмиссий? И не забудьте, что вся эта конструкция должна быть идеально сбалансирована, чтобы сохранять равновесие при ходьбе. Пилоту же, управляющему мехом, остаётся молиться, чтобы вражеская ракета не вывела из строя ни одну деталь этого сложного механизма, иначе наш огромный робот просто повалится на землю.

Ну и главное — зачем возиться? Современная военная промышленность ориентирована на стелс и миниатюрность. Чем строить медленного и неповоротливого меха, лучше обзавестись сотней беспилотников-разведчиков.

Терминология и номенклатура

Боевые Мехи (англ. BattleMech, Mech) — наиболее мощные наземные машины, существующие во вселенной BattleTech. Эти огромные механизмы в среднем имеют высоту от 7 до 17 метров и массу от 20 до 100 тонн (в редких случаев высота и масса может заметно отличатся от стандартной, к примеру у протомехов).

Доминировать на полях сражений 31-го тысячелетия Боевым Мехам позволяет комбинация защищенности, мобильности и мощи вооружения. Фактически, равным противником для Боевого Меха может является только другой Мех. В основном Боевые Мехи имеют гуманойдную бипедальную конфигурацию (две руки, две ноги, туловище, голова), но так-же встречаются и четвероногие Мехи — квады (англ. Quad)[6][41][40] являются подклассом боевых Мехов, на ОмниМехи монтируюторужие и оборудование в модульныхотсеках.

Наземно-воздушные Мехи (НВМ) (англ. Land-Air Mech, (LAM)) разработанные в эпоху Звёздной Лиги (англ. Star League), представляют собой гибридную боевую единицу, способную трансформироваться из боевого Меха в аэрокосмический истребитель (АКИ).

Что обеспечивает повышенную мобильность и тактическую гибкость за счет потери в мощности вооружения и защите. НВМ преимущественно используются в качестве разведчиков и рейдеров. Однако их уязвимость и общая редкость не способствовала распространению в частях СОЗЛ (Силы обороны Звёздной Лиги), и тем более в частях противоборствующих сторон в более позднею эпоху Наследных Войн (англ.

Succession War era). Исключением является попытка «Слова Блэйка» (англ. Word of Blake) возродить технологию наземно-воздушных Мехов, однако она не увенчалась успехом, хотя новые образцы этих механизмов и были созданы[42][43].

Дизайн НВМ, а также нескольких других мехов, был заимствован у японских мехов, используемых в мультипликационном фильме Гиперпространственная крепость Макросс и других аниме-сериалах, в результате реальных правовых конфликтов заимствованные дизайны закончили своё официальное существование в рамках франшизы.

Мехи Оса (англ. Wasp), Жало (англ. Stinger) и Феникс-Ястреб (англ. Phoenix Hawk) являются единственными опубликованными LAM, найденными в не отредактированном издании Технического руководства: 3025 (англ. Technical readout: 3025), наряду с другими так называемыми «потерянными» или «невидимыми» (англ. Unseen) мехами, таких как Мародёр (англ. Marauder)

Квад-Ви (КВ) (англ. QuadVee) является гибридной боевой единицей, способной трансформироваться из четвероногого боевого меха в наземное боевое транспортное средство[44].

Индустриальные Мехи (англ. IndustrialMech) — широко используются в различных сферах жизнедеятельности. Индустриальные мехи стали использовать ещё до разработки боевых. Во времена Звёздной Лиги эти машины уже выполняли самые различные задачи.

Активно применялись в фермерских хозяйствах, строительстве, погрузочных работах. После падения Лиги в эру Наследных Войн индустриальные мехи повсеместно использовали в качестве доноров запасных частей для Боевых Мехов, их количество заметно сократилось.

Однако во время технологического ренессанса производство индустриальных мехов было восстановлено в соответствие со спросом на них. Известны случаи, когда в бедных мирах индустриальные мехи вооружались и назначались на выполнение полицейских и военных задач[40].

Технологический уровень мехов и техники

В зависимости от исторического периода и места разработки мехов и компонентов их техническая сложность и эффективность может резко отличаться. Территориально можно выделить две основные технологические базы: Внутренняя Сфера и Кланы. С историей развития технологий несколько сложнее, так в период Наследных Войн многие технологии производства компонентов и мехов на территории Внутренней Сферы были утрачены в связи с разорением промышленных и научных центров, в то же время Кланы постоянно улучшали боевые возможности своей техники.

https://www.youtube.com/watch?v=sMK2bUIcgjY

Это окончилось тем, что войска вторжения Кланов в 3050 году имели абсолютное технологическое преимущество над силами Внутренней Сферы. Однако, в последующем Внутренняя Сфера постепенно устранила отставание в ходе технологического ренессанса, хотя до конца и не смогла сравнятся в боевой эффективности с техникой Кланов.[47][40]

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий