РЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК МОДЕЛЕЙ САМОЛЕТА

РЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК МОДЕЛЕЙ САМОЛЕТА Роботы

Что такое регулировка?

О том как построить модель самолета, смотри здесь – ДЕЛАЕМ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА и здесь – ДРУГИЕ МОДЕЛИ САМОЛЕТОВ

Отрегулировать модель — это значит расположить все ее части так, чтобы модель летала правильно, не кружила, не взмывала и не снижалась круто. Очень трудно описать оегули- ровку так, чтобы все сказанное было пригодно для модели любого типа. Ведь каждая модель имеет свои особенности.

Предварительная регулировка отличается от дальнейшей тем, что мы пробуем заранее по виду модели определить, как она будет летать. Если мы ждем неприятностей, то пробуем за­ранее поедупоедить их, внося нужные исправления в модель. Умение регулировать и предугадывать поведение модели в по­лете появляется только вместе с приобретением знаний по тео­рии авиации.

Рассмотрим несколько случаев предварительной регули­ровки модели.

Взяв модель в руки, пробуют найти недостатки, вызванные небрежной, недостаточно аккуратной работой; для этого модель надо положить на пол и посмотреть на нее сверху. Правильно собранная модель должна выглядеть, как показано на рис. 144,а

Рис. 144. Предполет­ный осмотр и регулировка моделиЕсли крыло установлено неправильно, модель будет кру­жить (рис. 144,б); поэтому, прежде чем выпустить модель, надо отвязать планку и установить ее перпендикулярно к лон­жеронам крыла. Такая же неправильность может быть у стаби­лизатора.

Когда киль повернут влево, модель кружит влево. Нужно заново перевязать киль, чтобы он сидел ровно (рис. 144, в).

Бывает, что повернут подшипник винта, это тоже заставляет модель кружить влево (рис. 144, г). Для исправления этого недостатка поворачивают подшипник так, чтобы ось винта была направлена точно по моторной рейке.

Если изогнута моторная рейка, модель будет кружить (рис. 144, д). Надо выпрямить рейки над лампой или заменить рейку, если она никак не выпрямляется. Если рейка недостаточно прочна, изгиб может появиться после закручивания рези­номотора — это надо иметь в виду.

Случается, что модель как будто собрана вер­но, но, приглядевшись, можно заметить, что пра­вое крыло длиннее левого. Это опять-таки застав­ляет модель кружить (рис. 144, е).

После исправления этих недостатков надо взять модель в руки так, чтобы смотреть на нее «в лоб», а стабилизатор лежал бы горизонтально. Правильно собранная модель выглядит так, как показано на рис. 145, а. Углы / и 2 крыльев по отношению к горизонту или стабилизатору равны. Если же они не равны, как на рис. 145,6, то модель будет кружить в ту сторону, где угол меньше.

На рис. 145,6 показан случай, когда крылья модели покороблены. Если на эти крылья посмот­реть сбоку, окажется, что угол наклона левого крыла по отношению к моторной рейке больше, чем у правого. Исправить такой недостаток мож­но, только сняв обтяжку и выпрямив крылья.

Правильно собранная модель показана на рис. 146, а.

На рис. 146,6 дан подшипник, поставленный криво, так что ось винта «смотрит вниз». Наклон оси в этом случае вызовет сильное снижение модели или даже крутое падение носом вниз. Надо переставить подшипник, поправив его или подстрогав реечку.

Иногда у модели стабилизатор наклоняется передней кромкой вниз (рис. 146, в). Такой наклон вызывает «задирание» модели носом, а затем падение с поломками. Если наклон небольшой, то можно стабилизатор выправить над лампой, причем исправление не коснется, естественно, середины стабилизатора.

Если изогнута рейка (рис. 146, г), модель бу­дет, как говорят, «клевать» носом. В этом случае надо выправить рейку над лампой.

При неправильной центровке центр тяжести модели расположен далеко сзади (рис. 146, д). Такое положение приводит к «кабрированию», т. е. падению на хвост. Правильное положение центра тяжести такое, когда он находится на одной трети ширины крыла, считая от передней кромки (рис. 146, а).

Для правильной установки крыльев надо снять их с модели, найти центр тяжести рейки со всем, что к ней прикреплено, а затем поставить крыло так, чтобы точка, находящаяся от передней кромки на расстоянии одной трети ширины крыла, оказалась над центром тяжести.

После этого, проверив, не покороблены ли киль и стабили­затор и цела ли обтяжка, можно приступить к полетам. Предварительная регулировка закончена. Нужно только заметить, что такую проверку надо делать перед каждым полетом, —это занимает всего несколько минут, а польза будет большая.

| модели | как настроить пилотажный радиоуправляемый самолет для 3d

Последовательность настройки пилотажного радиоуправляемого
самолета 3Д для
начинающих пилотов

!!! Для ЕРР самолетов эта методика применима только частично, вследствие слишком не стабильной геометрии самолетов из ЕРР

Смотрите про коптеры:  Как снять с учета трактор через Госуслуги в Гостехнадзоре, квадроцикл и снегоход

!!! Данная краткая методика основано на личном опыте автора и в большинстве случаев поможет правильно настроить самолет для выполнения классических комплексов пилотажа и 3д элементов, фристайла для начинающих пилотов

!!! Методика применима в основном для тренировочных пилотажных моделей размахом 1300-1800 мм класса и для 3Д моделей размахом от 1300мм и выше. Основным полетным режимом для пилотажных моделей следует считать малые расходы, для моделей 3Д максимальные расходы для комплексов 3Д и малые расходы для классических комплексов.

РЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК МОДЕЛЕЙ САМОЛЕТА

Предполетные настройки

Расходы всех рулей выставляем в максимальное положение с экспонентами 50-70%.

Больше 70% ставить не стоит, так как с увеличением экспонент резко снижается точность управления. Наилучшим первоначальным выбором будет 50-60%.

Очень желательно иметь отклонения на рулях высоты 55-70 град, на элеронах 35-50 град, на руле направления максимум, сколько позволяет геометрия.

Малые расходы выставляем примерно 20% от максимальных на элеронах и рулях высоты, 40% на руле направления. Экспоненты для малых расходов делаем 20-25%.

Примечание: в зависимости от применяемой аппаратуры, знак экспоненты может быть
разным. Для передатчиков Футаба и Хайтек знак ( – )!!!

На земле добиваемся рекомендуемой в мануале центровки. Как правило, она оказывается немного более передней, но для первых полетов это нормально: главное, что бы не оказалась слишком задней. Вполне допустимо добиваться нужной центровки с помощью автомобильных балансировочных грузиков на липучке (после окончательной настройки это исправим).

В обязательном порядке проверяем не только сам факт отклонения всех рулевых поверхностей, синхронность половин руля высоты (отсутствие «ножниц»), но и еще на земле тщательно проверяем, в нужную ли сторону отклоняются рули. Особенно это касается элеронов. В воздухе «реверс» будет исправить почти невозможно.

Очень рекомендую с самого начала настроить F/S на «плоский штопор»: Двигатель на ХХ или на отключение. Элероны в нейтраль. Рули высоты полностью вверх на максимальных расходах. Руль направления полностью вправо на максимальных расходах.

Итак, центровка рули предварительно настроены, экспоненты выставлены, F/S настроен, все
заряжено и проверено.

РЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК МОДЕЛЕЙ САМОЛЕТА

Первые полеты, подбор центровки

Задачей первого полета (на самом деле это далеко не один полет и может быть даже не десять) является подбор предварительной «базовой» центровки.

После взлета и предварительного триммирования по всем осям начинается на средней (крейсерской) скорости полета самое главное. Нам требуется определить необходимую центровку, так сказать БАЗОВУЮ (так как впоследствии она может несколько изменяться под цели и задачи конкретного пилота, но уже в не значительной степени. До последующей проверки-регулировки выкоса двигателя «вверх-вниз» очень важно точно выдерживать выбранную крейсерскую скорость полета (например стик газа точно в центре). Лучше всего для этого подходит безветренная погода в вечерние время, когда турбулентности атмосферы практически нет.

– переворачиваем самолет на спину, выставляем ровно в горизонт и отпускаем стики. Если самолет летит ровно или лезет вверх, садимся и грузим нос, центровка слишком ЗАДНЯЯ!!!, если самолет несколько стремится вниз, переходим к следующему тесту.

Нужно отметить, что любой подобный тест следует повторить многократно, в разные стороны, что бы иметь уверенность, что в процессе проверки не вносим своими руками поправок в управление.

Почему центровка задняя, если самолет на спине летит ровно без поддержки?

В наших моделях стабилизатор, крыло и мотор выставлены по нулям. Значит, что бы сбалансировать самолет для ровного полета в прямом горизонтальном полете, хотим мы этого или нет, но нам нужно отклонить руль высоты несколько вверх для создания угла атаки, при котором самолет летит горизонтально. То есть изначально руль высоты уже оттриммирован. А это означает, что переворачивая самолет на спину, при правильной центровке он будет стремиться несколько опускать нос. Это НОРМАЛЬНО!!!

Заводим самолет повыше, переворачиваем на спину, полностью убираем газ и переводим самолет в пикирование на спине под углом 45 град:

  • Если самолет стремиться выйти на шасси, центровка – ЗАДНЯЯ
  • Если самолет стремиться выйти на фонарь, центровка – ПЕРЕДНЯЯ
  • Если самолет летит точно под 45 градусов, центровка – НОРМАЛЬНАЯ
  • Последовательными тестами и регулировками добиваемся НОРМАЛЬНОЙ центровки.

Примечание, после каждой коррекции центровки перед следующим тестом модель может потребовать некоторого триммирования, не забывайте об этом.

Дополнительный тест для продвинутых пилотов 3Д: некоторую коррекцию в центровку можно внести переводя из горизонтального полета на малой скорости в вертикальное положение (на висение или силовую бочку). По интенсивности заноса хвоста можно довольно точно откорректировать центровку под себя.

Будем считать, что центровку определили, теперь можно освободить самолет от лишних грузов и перемещением оборудования добиться найденной центровки. (в случае электрических моделей надо очень точно определить положение силовой батареи, так как даже не значительное перемещение в пределах 5мм влияет на центровку).

Смотрите про коптеры:  Как Егеря за пять шагов обошли всех конкурентов || Робот егерь

РЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК МОДЕЛЕЙ САМОЛЕТА

Выкос двигателя «вверх-вниз»

Теперь необходимо проверить правильность выкоса двигателя. Для этого самолет в нормальном горизонтальном полете на половине газа переводим на полный газ. Повторяем по несколько раз в разные стороны. Если самолет начинает заметно стремиться вверх или вниз, исправляем выкос до тех пор, пока не исправим. Самолет не должен менять тангаж при изменении газа от половины до полного.

Полет на ноже, регулировка

Мы имеем оттриммированный самолет с нужной центровкой и правильным выкосом. Теперь нужно отрегулировать его для полетов на ноже, выполнения всех разновидностей бочек и вращений. Для этого нужно установить не отключаемые линейные миксы:

РН – РВ и РН – ЭЛЕРОНЫ

Сначала займемся миксом РН-РВ:

На крейсерской скорости ставим самолет на установившийся полет на ноже и поддерживая рулем направления отпускаем стик канала РВ в нейтраль. Как правило, наши самолеты будет уводить на шасси. После посадки вносим коррективы в значение микса и проверяем снова до тех пор, пока самолет на ножах не станет лететь без уводки по РВ.

Микс РН-ЭЛЕРОНЫ регулируем аналогично.

Следует отметить, что для разных ножей (кабиной на себя и брюхом на себя) числовые значения миксов будут несколько отличаться, обратите на это внимание при регулировке миксов. Нам нужно добиться, что бы самолет летел ровно в обе стороны.

Дополнительные регулировки

Есть еще несколько полезных миксов, которые стоит применить при регулировках своей модели.

МИКС МАЛЫЙ ГАЗ – РВ:

Наверное многие обращали внимание, что на малой скорости полета и малом газе самолет склонен несколько опускать хвост. Этот недостаток порожден аэродинамической схемой наших самолетов.

– заводим самолет вертикально вверх и на ХХ начинаем вертикальное пикирование, для наглядности развернув самолет боком к себе. Если он летит ровно, все хорошо. Но так не бывает. Обычно самолет стремиться немного уходить на кабину.

Создаем хитрый линейный не отключаемый микс: когда газ находится в положении от 0 до 2% своего хода, РВ отклоняется немного вниз. От 3% газа и до 100%, РВ находится в своем нормальном положении. Этот микс будет очень полезен и на посадке, предотвращая вспухание самолета перед самой землей.

ПОСАДОЧНЫЙ РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЯ: (Для самолетов с ДВС)

На любой удобный тумблер активируется стандартная функция оправления холостыми оборотами IDLE DOWN.

Этот режим просто необходим при использование бензиновых двигателей. Посадочный режим настраиваем на МИНИМАЛЬНЫЕ устойчивые обороты двигателя. А в полетном режиме увеличиваем обороты на 300-500 об/мин. Двигатель гарантированно не заглохнет в воздухе!!!

КРИВАЯ ГАЗА (ОБЯЗАТЕЛЬНА для 3Д)

Для уверенного и комфортного выполнения висений, силовых бочек, харриера и роллингов очень полезно настроить под себя, под свой стиль, под свой двигатель кривую газа таким образом, что бы в зоне висения максимально полого растянуть кривую газа.

РЕГУЛИРОВКА ВЫКОСА ДВИГАТЕЛЯ ВПРАВО-ВЛЕВО:

Вообще, эта регулировка не для новичков. И для наших целей не является обязательной. Приступать к ней стоит только с получением хорошего пилотажного опыта.

Суть регулировки сводится к выявлению влияния двигателя на уводку самолета вправо – влево. Выполняется при серии последовательных вертикалей на газу и вертикальных пикирований на ХХ (на пикировании с ХХ двигатель не влияет на траекторию полета).

Для тех, кто будет это выполнять, обратите внимание – на затяжных вертикалях в газ несмотря на все регулировки, самолет будет склонен на полном газу чуть уходить влево.

Можно использовать линейный микс ГАЗ от 98 до 100% – РН

ДИНАМИЧЕСКАЯ БАЛАНСИРОВКА

Для наших целей вполне можно обойтись и без динамической балансировки, но все же:

Если модель из вертикали при переводе в горизонт падает на одну из консолей. То можно попробовать провести динамическую балансировку, подгружая противоположную консоль.

Выполняется на вертикальном пикировании на ХХ с энергичным переводом в горизонт в любую сторону. Но при этом нужно быть АБСОЛЮТНО уверенным, что на половинках РВ нет НОЖНИЦ, что при переводе в горизонт не затрагиваются элероны или РН.

РЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК МОДЕЛЕЙ САМОЛЕТА

Расходы рулей, экспоненты

Теперь, когда самолет предварительно отрегулирован, можно заняться расходами и экспонентами.

Расходы рулей, экспоненты для классического пилотажа F3M

Комплекс F3M является в чистом виде классическим-пилотажным, поэтому и настраивать расходы необходимо в соответствии с канонами классического пилотажа. В сети есть очень много публикаций по настройкам от ведущих спортсменов страны. Замечу лишь, что для пилотажного комплекса необходимо использовать как основной полетный режим – режим малых расходов. В общем виде про них уже упоминалось в п.1. Остается добавить, что сначала необходимо дозагрузить самолет в сторону более передней центровки (например съемным свинцовым грузом), соответственно перестроить все миксы под переднюю центровку. В передатчике проще всего завести для этого отдельную модель. Затем придется настроить малые расходы по своему вкусу и добавить полетные режимы: штопорная бочка, срывник, штопор. Кто то устанавливает полетные режимы на тумблера, кто то делает логические миксы, можно по разному, лишь бы в полете было удобно.

Смотрите про коптеры:  РОБОТЫ ДЛЯ КОНТАКТНОЙ СВАРКИ

Расходы рулей, экспоненты для 3Д пилотажа

Базовые настройки мы выставили еще в п.1 настоящей статьи. Теперь несколько слов о принципах подстройки:

Ррасходы РВ и РН имеет смысл так и оставить максимальными, их мало не бывает.

ЭЛЕРОНАМИ несколько иная ситуация. В зависимости от самолета, сервоприводов и просто опыта пилота расходы по элеронам (по крайней мере сначала) могут оказаться слишком большими. Когда пилот просто не справляется до конца с быстрыми вращениями. Поэтому их нужно уменьшать до тех пор, пока не станет комфортно. Возможно потом, с набором опыта, расходы будем несколько повышать. Но сейчас важно, что бы было удобно.

С экспонентами все намного сложнее. Готовых рецептов не существует. Можно лишь отметить, что хорошие результаты для корректировки экспонент получаются в роллингах. В любом случае, числовые значения экспонент не стоит уводить за 70%.

Вот в общем и все. Да простят меня пилоты F3A за столь примитивное изложение материала, но для начала полетов на 3Д самолетах этой методики вполне достаточно для регулировки моделей.

Губанов Игорь 2022 год.

Обсудить на форуме

Первый запуск

Первый запуск модели — это проверка, насколько верно она отрегулирована предварительно. Он всегда делается на планировании, а не на моторном полете.

Летающая модель самолета, снабженная резиномотором, кроме планирования, может взлетать и летать на довольно большие расстояния. Каждый раз, когда завод резиномотора кончается, — а это всегда бывает, когда модель еще высоко, модель переходит на планирование.

Значит полет модели со­стоит из двух частей: моторного полета и планирования. У плохих моделей моторный полет продолжается дольше, чем планирование. У рекордных моделей время моторного полета редко бывает дольше 1,5—2 мин., а планирование и парение часто продолжается 30—40 мин., а иногда и несколько часов.

Такая модель настолько хорошо планирует, что движущийся вверх нагретый поверхностью земли во’здух успевает поднять ее за какой-то промежуток времени выше, чем она за это же время опустится вниз. Поэтому важно добиться от модели лучшего планирования.

Запуск на планирование производится так: подняв модель с незаведенным резиномотором на уровень плеча (рис. 147) и держа слегка наклоненной носом вниз, толкают ее легким, плавным, продолжительным толчком. Очень важно правильно взять модель в руку.

Модель надо держать за рейку сзади крыла, причем удерживать только средним, указательным и большим пальцами (рис. 148). Отведя руку с моделью немного назад так, чтобы крылья оказались над плечом, модель толкают. Хо­рошо перед запуском модели потренироваться в бросании в цель легкого копья, — это вырабатывает нужный навык.

После толчка модель начинает планировать. О ее полете можно судить только в том случае, если толчок был дан пра­вильно.

Если модель планирует по пологой прямой линии (рис. 147) и угол планирования невелик, значит она отрегулирована в общем правильно и нужно только улучшить планирование — еще больше уменьшить угол планирования. Слегка ослабив манжетки, передвигают крылья на 3—4 мм вперед и закрепляют их снова.

После этого запускают модель два-три раза. Если она пролетит от толчка той же силы дальше, значит удалось улучшить планирование. Эту операцию можно повторить еще раз, но передвинуть крыло уже на 2 мм и, проверив результат, повторить еще раз, если планирование продолжает улучшаться.

Скоро, однако, будет достигнут предел. Дальше наступит ухудшение, и, если продолжать передвижение крыльев, модель начнет планировать все хуже, а затем и кабрировать. Это значит, что, пройдя некоторое расстояние более или менее верно, она начнет «задираться», а затем упадет на нос или на хвост. Ясно, что надо двигать крылья обратно.

Может случиться, что с самого начала модель, круто пла­нируя, опустится от вас в двух шагах, сильно ударившись о землю. Это показывает, что неправильно предварительно отрегулирован центр тяжести. Крылья надо двигать вперед, проверяя каждый раз результаты.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector