В Китае представили сверхзвуковой БПЛА WZ-8 (фото)

Компания Exosonic разработает для ВВС США сверхзвуковой беспилотный летательный аппарат. Дрон будут применять для подготовки будущих пилотов.

Exosonic применит технологии следующего поколения. В частности, с целью уменьшения звукового удара.

Примечательно Псевдосупутник Airbus Zephyr достиг рекордной высоты: цифра впечатляет

В «Северном машиностроительном предприятии» (СМП) в Северодвинске торжественно передана ВМФ России атомная подводная лодка специального назначения «Белгород» проекта 09852. «Белгород» станет первым носителем океанской многоцелевой системы «Посейдон». Следующим носителем такой системы станет строящаяся на СМП атомная подводная лодка «Хабаровск» принципиально нового проекта 09851. «Белгород» спустили на воду 23 апреля 2019 года на заводе «Севмаш».

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 марта 2023 года; проверки требуют 5 правок.

Демонстрация беспилотника Quarterhorse

https://youtube.com/watch?v=pBIo-cRrzIM%3Frel%3D0%26showinfo%3D0%26iv_load_policy%3D3%26enablejsapi%3D1

Технических деталей Quarterhorse пока обнародовано немного. Известно, что дрон будет оснащён комбинированным двигателем, созданным на базе GE J85, и разгоняющим летательный аппарат до гиперзвуковой скорости.

В Китае представили сверхзвуковой БПЛА WZ-8 (фото)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2016 года; проверки требуют 36 правок.

Ту-123 «Ястреб» — советский сверхзвуковой дальний беспилотный разведчик, производства КБ Туполева.

Предназначался для ведения фото- и радиоразведки на дальность до 3200 км. Построен на основе опытного беспилотного ударного самолёта-снаряда Ту-121. Другое обозначение: ДБР-1 (дальний беспилотный разведчик).

В Китае представили сверхзвуковой БПЛА WZ-8 (фото)

Рендер сверхзвукового дрона
exosonic. com

«Работа над сверхзвуковыми БПЛА имеет решающее значение для стратегии нашей компании. Мы отточим проектирование, производство и обслуживание сверхзвуковых самолётов с помощью наших первых БПЛА. БПЛА также важен для долголетия нашей компании: это обеспечит прибыль, которую мы сможем направить обратно в нашу компанию, и вселит уверенность инвесторов, поставщиков и клиентов в то, что мы сможем поставлять на рынок сверхзвуковые самолёты, прежде чем кому-либо понадобится сделать многомиллиардные инвестиции», — заявил Норрис Ти, генеральный директор Exosonic. В ВВС США планируют, что сверхзвуковые дроны помогут в обучении лётчиков, выступая в роли «почти равного истребителя противника».

Общие сведенияПравить

Беспилотник-корректировщик снял на видео собственное уничтожение.

Беспилотный летательный аппарат, использовавшийся для корректировки артиллерийских ударов, снял на видео момент собственного уничтожения зенитной управляемой ракетой. Несмотря на сравнительно небольшие габариты дрона, комплекс противовоздушной обороны смог успешно обнаружить БПЛА и точно поразить его.

На представленных видеокадрах можно увидеть, как военные пытаются увести беспилотный летательный аппарат, однако, неожиданно дрон стал целью для комплекса противовоздушной обороны. Стремительно вылетевшая из пусковой установки зенитная управляемая ракета на скорости порядка 2-3 МАХов, успешно поразила беспилотник, что было снято самим дроном. По предварительным данным, пуск ракеты осуществлял комплекс «Тор», о чём свидетельствует вертикальный пуск ЗУР.

Следует отметить, что комплексы «Тор» ранее не были замечены за нанесением ударов по малогабаритным летательным аппарат коммерческого типа, однако, несмотря на этот факт, видеокадры наглядно демонстрируют, что подобные беспилотники являются хорошей целью даже для этих систем противовоздушной обороны. Судя по всему, удар наносился с расстояния порядка 2-2,5 километров.

По предварительынм данным, видео было снято в районе города Пологи (Запорожская область).

Читать в полной версии

Специализирующееся на передовых технологиях подразделение Skunk Works компании Lockheed Martin установило новый мировой рекорд автономной работы для беспилотника класса Group 2 (массой от 5 до 25 кг) — дрон Stalker VXE провёл в воздухе 39 часов, 17 минут и 7 секунд.

Источник изображения: news. lockheedmartin. com

Время автономной работы дронов является одной из важнейших характеристик — это касается и больших реактивных машин, и небольших портативных аппаратов вроде Stalker XVE. Модель имеет небольшие размеры и складывается в два пластиковых кейса. Машина может быть развёрнута одним человеком, а для управления ей достаточно одного оператора.

Stalker XVE имеет открытую архитектуру, которая позволяет дрону подстраиваться под конкретную задачу. Источником энергии для беспилотника является либо твёрдооксидный топливный элемент на базе пропана, обеспечивающий ему в норме до 8 часов работы с полезной нагрузкой 2,5 кг, либо аккумулятор с запасом хода в 4 часа. Дрон разгоняется до 93 км/ч и поднимается на высоту до 3 658 м.

Рекорд по продолжительности полёта был поставлен 18 февраля 2023 года в Калифорнии. Серийная версия Stalker XVE на твёрдооксидном топливном элементе была оптимизирована под максимальный запас хода, а на правое крыло установили дополнительный бак с пропаном. Рекорд пока не получил статус официального, но Lockheed Martin уже подала соответствующую заявку в Международную авиационную федерацию (FAI).

Американцы показали прототип гиперзвукового беспилотника

В Китае представили сверхзвуковой БПЛА WZ-8 (фото)

Американский стартап Hermeus представил полноразмерный прототип гиперзвукового беспилотного самолета Quarterhorse. Он не предназначен для полетов, но в нем установлен двигатель, который испытали работой на полном форсаже. Hermeus объявил о разработке Quarterhorse в 2019 году, а этим летом заключил контракт с ВВС США на его испытания. За три года стартап должен построить и испытать три его прототипа, а также провести летные испытания многоразовой гиперзвуковой двигательной системы. При длине около 12 метров размах крыла гиперзвукового беспилотника будет три метра. Аппарат получит турбореактивный двигатель комбинированного цикла, который компания разрабатывает на базе GE J85, и сможет летать на скорости, превышающей звуковую в пять раз. Его дальность превысит 7402 километра. Hermeus представил полномасштабный прототип Quarterhorse на прошлой неделе. Он не предназначен для полетов, но во время презентации в него поместили двигатель, чтобы продемонстрировать его работу на полном форсаже. Силовая установка сейчас находится на этапе наземных испытаний. Разработчики не собираются останавливаться на гиперзвуковом беспилотнике и планируют к 2029 году создать гиперзвуковой пассажирский самолет. Кроме того, они работают с ВВС США над созданием сверхзвукового «Борта номер один», как и другой стартап Exosonic, о котором мы писали ранее.

По информации издания, дрон сможет транспортировать стратегический бомбардировщик, имеющий запас хода в 6000 км, что расширит возможности применения беспилотника.

На авиашоу в Чжухай показали беспилотный разведывательный дрон WZ-8 (Wuzhen-8) с максимальной скоростью в 3 Маха. Об этом сообщает китайское милитари-издание China-arms.

Сообщается, что данный дрон способен выполнять целый ряд заданий, начиная от разведки поли боя, заканчивая поражением целей. Дрон WZ-8 способен развивать скорость свыше 3 Махов, что выше, чем у большинства ракет противоракетной обороны.

Жидкостная система питания позволяет контролировать расход топлива, в зависимости от целей. Если необходимо провести атаку, то ракетная система питания будет запускаться и давать больше мощности. Заявляется, что при необходимости БПЛА может быть замаскирован под высокоскоростную ракету для нанесения ударов по авианосцам или самолетам.

Также у WZ-8 имеется два выступа на верхней части корпуса, которая, вероятнее всего, позволит транспортировать БПЛА стратегическим бомбардировщиком H-6N. Радиус действия бомбардировщика — свыше 8000 км. Если дрон действительно будут перевозить H-6N, то это позволит существенно расширить диапазон применения беспилотника.

Напомним, в Китае также покажут новый ударный стелс-беспилотник Lijian, грузоподъемность которого составит больше 2 тонн. Также на выставке будет представлен БПЛА, способный летать на расстояния до 12 тыс. километров — CH-6. Помимо прочего в Китае на выставке покажут БПЛА Soar Dragon, работающий на высоте до 18,3 километров.

В марте 2023 года государственный китайский телеканал CCTV показал видео испытания прототипа гиперзвукового ударного беспилотного летательного аппарата DF-ZF в аэродинамической трубе.

В Китае представили сверхзвуковой БПЛА WZ-8 (фото)

Китайский экспериментальный гиперзвуковой беспилотный летательный аппарат DF-ZF сможет развивать скорость более 12 тысяч км/ч и будет оснащен ракетами с ядерными боеголовками. Самолёт уже прошёл семь лётных испытаний, которые были признаны успешными. Его главная особенность заключается в том, что благодаря гиперзвуковой скорости полёта DF-ZF невозможно перехватить с помощью обычных систем противовоздушной обороны, использующих данные наземных и морских станций, а также спутниковой разведки.

Если боеголовка ракеты движется в космосе и верхних слоях атмосферы с большой скоростью, но по хорошо предсказуемой траектории, то использование аэродинамических сил гиперзвуковым летательным аппаратом делает его более манёвренным, поэтому перехватить его обычными системами противоракетной обороны крайне маловероятно. После запуска он входит в атмосферу по баллистической траектории и за счёт аэродинамической подъёмной силы изменяет направление движения на близкое к горизонтальному.

Движение с огромной скоростью практически параллельно поверхности земли на большой высоте значительно сокращает время атаки, а использование запаса кинетической энергии при большой скорости входа в атмосферу может позволить значительно увеличить дальность полёта. Модель DF-ZF была испытана в гиперзвуковой аэродинамической трубе JF-12 — крупнейшей в мире и способной тестировать летательные аппараты на скорости до 11100 км/ч).

Американцы создадут тихий сверхзвуковой беспилотник

В Китае представили сверхзвуковой БПЛА WZ-8 (фото)

Американский стартап Exosonic получил контракт ВВС США на разработку демонстратора тихого сверхзвукового беспилотника. Он будет помогать пилотам в тренировочных миссиях, изображая противника. Сегодня несколько компаний занимаются разработкой тихих сверхзвуковых летательных аппаратов. Например, Lockheed Martin создает самолет X-59. Он будет отличаться аэродинамической конструкцией, которая позволит снизить интенсивность ударных волн, образующихся на планере в полете. Уменьшить шумность, в том числе, позволит удлиненная острая носовая часть, полностью загораживающая летчикам передний обзор. У Exosonic тоже есть несколько тихих сверхзвуковых проектов. Стартап собирается построить 70-местный сверхзвуковой лайнер и самолет, который в перспективе станет сверхзвуковым «Бортом номер один». В октябре Exosonic сообщил о контракте с ВВС США на создание демонстратора тихого сверхзвукового беспилотника. На нем разработчики хотят показать технологии, актуальные для других своих проектов — лайнера и президентского самолета. Еще тихий сверхзвуковой беспилотник — это способ для стартапа получить прибыль в краткосрочной перспективе, которую он тоже собирается потратить на другие продукты. У аппарата будут и другое предназначения, кроме отработки технологий. Он будет участвовать в тренировочных летных миссиях, изображая условного противника. Так военные смогут сократить износ самолетов, которые сейчас играют эту роль на учениях, и освободить пилотов для других задач. Ранее мы писали про исследования по программе сверхзвукового пассажирского самолета в России. Его эскизное проектирование должно стартовать в следующем году.

Лаборатории AeroAstro Массачусетского технологического института работают над созданием самого мощного дрона в мире. Он будет летать со скоростью чуть выше 0,8 Маха, или же около 988 км/ч.

В Китае представили сверхзвуковой БПЛА WZ-8 (фото)

Дрон получил название «Светлячок», и по сути это больше похоже на мини-ракету, а по форме скорее напоминает дирижабль. Он предназначен для запуска с реактивных истребителей для сбора данных и отвлечения оружейных систем противника.

«Светлячок» должен отвечать требованиям ВВС США: быть не более 6,3 см в ширину и 48 см в длину, при этом он должен быть способен летать со скоростью 0,8 Маха от 2 до 5 минут.

Естественно, разработчики столкнулись с проблемой: для турбины такой дрон слишком мал, для электрического мотора должен быть слишком быстрым, а при использовании пульсирующего воздушно-реактивного двигателя возникают серьезные термальные проблемы.

Вдобавок из-за скорости инженерам пришлось решать задачу с расходом топлива. Обычная ракета такого размера сожжет все топливо за пару секунд и точно не продержится требуемые 5 минут, но замедление возгорания может привести к тому, что сгорание и вовсе не случится. Решение было найдено с помощью смешивания перхлората аммония с оксамидом. «Мы использовали ингибитор, чтобы он путем химического разложения охлаждал пламя и менял его структуру так, чтобы топливо горело медленнее», — объясняет Тони Тао, докторант, работающий над проектом. В результате такого состава «Светлячок», который весит максимум 1,3 кг, может продержаться в воздухе 3 минуты.

Дрон построен из титана и является одной из первых ракет, напечатанных на 3D-принтере. Между приборами и двигателем расположен изолирующий слой, защищающий электронику от перегрева.

До полета «Светлячка» остался как минимум год, но он положит начало совершенно новому классу беспилотников.

США создают сверхзвукового дрона для тренировки пилотов истребителей

Exosonic получила контракт от ВВС США на разработку сверхзвукового беспилотного летательного аппарата, который будет использоваться не только для демонстрации передовых технологий, но и для производства боевых дронов следующего поколения и подготовки пилотов.

В Китае представили сверхзвуковой БПЛА WZ-8 (фото)

Беспилотники позволят освободить опытных пилотов от участия в тренировочных программах новичков

Дозвуковые дроны, которые могут служить заменой вражеским истребителям на тренировочных миссиях, в настоящее время проходят испытания, но в центре внимания новой сверхзвуковой инициативы ВВС США находится именно обучение пилотов. Оно приносит плоды, но всегда обходится дорого и требует участия боевых самолетов и пилотов, чтобы те играли роль почти равных противников. Это значит, что они вынуждены оставаться в тылу и не могут быть отправлены на передовую. Проблема становится еще более серьезной в условиях дефицита кадров.

Чтобы создать сверхзвуковой беспилотник, ВВС надеются использовать технологию, разработанную Exosonic для будущего коммерческого авиалайнера. В отличие от более старых летательных аппаратов, летящих быстрее скорости звука, в дронах Exosonic будет использоваться технология следующего поколения, предназначенная для значительного уменьшения звукового удара и улучшения аэродинамики.

Когда новый дрон будет полностью готов, то, по словам инженеров, сможет обеспечивать летчикам-истребителям опыт «живой» летной подготовки. Он будет нести различные полезные нагрузки и датчики и освободит пилотов и летательные аппараты для выполнения других задач, а также снизит износ боевых самолетов.

Со своей стороны, Exosonic стремится использовать сверхзвуковой БПЛА для демонстрации технологий и получения дохода для своего будущего сверхзвукового авиалайнера.

В Китае представили сверхзвуковой БПЛА WZ-8 (фото)

Американский авиастроительный концерн Boeing показал новую концепцию перспективного многоразового гиперзвукового беспилотника Valkyrie. Как пишет Air Force Magazine, она отличается тупым носом, более плоским фюзеляжем и закругленными воздухозаборниками по бокам. Большинство гиперзвуковых летательных аппаратов сегодня — ракеты и планеры, не предназначенные для многоразового использования. Но исключения есть. Например, проекты Lockheed Martin, Hermeus и Boeing по созданию гиперзвуковых беспилотников. Boeing впервые представил проект гиперзвукового беспилотника Valkyrie в 2018 году. Это была «бесхвостка» с двумя немного наклоненными в стороны килями и крылом большой стреловидности. Два реактивных двигателя располагались в мотогондолах под фюзеляжем аппарата. Что это должны были быть за двигатели, не уточнялось. Но руководитель исследовательских работ в области гиперзвукового полета Boeing Кевин Боукатт говорил, что они будут использоваться и для взлета, и для разгона аппарата до гиперзвуковой скорости. Существующие турбореактивные силовые установки и гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели не могут работать во всем диапазоне скоростей от нуля до пяти звуковых скоростей. Своими обводами беспилотник немного напоминал SR-71 Blackbird. По размерам его полноразмерный прототип тоже должен был быть сопоставимым с этим разведывательным самолетом (32,7 метра в длину, 5,6 метра в высоту и 16,9 метра — размах крыла). Новую концепцию Valkyrie концерн показал на встрече AIAA в Сан-Диего на прошлой неделе. Беспилотник получил более тупой нос и более плоский фюзеляж. У него по-прежнему два двигателя, но расположены они не рядом в центре фюзеляжа, а по бокам. Последнее позволит увеличить внутренний объем аппарата. По словам исполнительного директора института новых технологий национальной оборонной промышленной ассоциации Марка Льюиса, силовая установка беспилотника будет комбинированного цикла. Он будет взлетать с помощью газотурбинного двигателя и, набрав достаточную сверхзвуковую скорость, запускать прямоточный воздушно-реактивный двигатель, чтобы разогнаться до гиперзвука. Подробнее про историю комбинированных двигателей для летательных аппаратов можно почитать в нашем материале «Комбинатор скорости».

ИсторияПравить

Проект «самолёта 123» предусматривал межконтинентальный сверхзвуковой беспилотный самолёт-снаряд с термоядерным зарядом, созданный на базе «самолёта 121» (Ту-121, изделие «С»). Отличие «123-го» было в больших размерах и более мощном ТРДД НК-6, астроинерциальной системе управления. Также был эскизный проект «самолёта 133» с дополнительными подвесными топливными баками. Все работы по 121, 123 и остальным аналогичным проектам были прекращены как бесперспективные и было решено развивать ударные системы на основе баллистических ракет. Название «самолёт 123» перешло к новому проекту БПЛА — разведывательному.

Разработка БПЛА Ту-123 была начата в ОКБ-156 А. Туполева в 1960 году, а точнее, в новом подразделении «отдел К». 16 августа 1960 года вышло Постановление СМ СССР о создании беспилотного самолёта-разведчика ДБР-1 «Ястреб». В отличие от исходного самолёта И121К, в соответствии с новым назначением разведывательный БПЛА должен был быть оборудован аппаратурой фото- и радиоразведки, системами привода в заданную точку и спасения полученных разведывательных материалов. Дополнительно КБ поручалось проработать возможность многоразового использования этого беспилотника.

Новый самолёт-разведчик получил обозначение И123К (Ту-123) или ДБР-1 (дальний беспилотный разведчик). Заводские испытания были закончены в сентябре 1961 года, а государственные — в декабре 1963 года. Постановлением Совета Министров СССР N 444—178 от 23 мая 1964 года система дальней беспилотной фото- и радиотехнической разведки ДБР-1 «Ястреб» была принята на вооружение ВВС СА. Серийное производство осуществлялось в Воронеже, на заводе № 64, с 1964 по 1972 г. Всего было изготовлено 52 изделия.

Система состояла на вооружении разведывательных подразделений ВВС, дислоцировавшихся в западных приграничных военных округах, до 1979 года. Теоретически разведчики могли выполнять задачи над всей центральной и западной Европой, хотя реальных полётов БПЛА над этой территорией не выполнялось. Тем не менее, запуски этих БПЛА в ходе учений неоднократно подтверждали высокую надёжность и заявленные лётно-технические характеристики. А после принятия на вооружение разведчика МиГ-25Р комплексы ДБР-1 постепенно стали снимать с эксплуатации.

КонструкцияПравить

Система ДБР-1 состояла из стартового автомобиля САРД-1 (СТА-30) на базе ракетного тягача МАЗ-537 с полуприцепом — стартовой установкой СУРД-1 (СТ-30), контрольно-стартовой машины КАРД-1С (КСМ-123) и собственно БПЛА.

Самолёт представлял собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным треугольным крылом и трехрулевым трапециевидным оперением. Крыло имело стреловидность по передней кромке 67 град. , по задней кромке имелась небольшая обратная стреловидность 2 град. Крыло не имело никаких средств механизации и управления, и всё управление БПЛА в полёте осуществлялось цельноповоротным килём и стабилизатором, причём стабилизатор отклонялся синхронно — для управления по тангажу, и дифференциально — для управления по крену. Привод рулевых поверхностей — гидравлическими рулевыми приводами, охлаждаемыми в полёте спиртоводяной смесью, что обеспечивало их нормальную работу с учетом аэродинамического нагрева и нагрева от форсажной камеры двигателя.

Фюзеляж в сечении представлял собой круглую форму, переходящую в овальную в хвостовой части и конструктивно состоял из шести отсеков.

В носовом отсеке Ф-1, который заканчивался на 15 шпангоуте, монтировалась вся разведывательная и часть навигационно-пилотажной аппаратуры. Этот отсек являлся спасаемым многоразовым приборным контейнером, тогда как остальная часть БПЛА (отсеки Ф-2 — Ф-6) была одноразовой. Носовая часть Ф-1 весила 2800 кг и после выполнения задания спускалась на парашюте и оборудовалась шасси пяточного типа , которое выпускалось в воздухе перед посадкой отсека. Между 8 и 15 шпангоутами находился герметичный отсек, где располагались фотоаппараты, станции радиотехнический разведки и другая аппаратура. В негерметичный части контейнера располагалась система кондиционирования и обдува, обеспечивающая нормальную работу приборов герметичного отсека.

Отсеки Ф-2, Ф-3 и Ф-4 представляли собой цельносварные интегральные топливные баки, с аппаратурой топливоизмерения и перекачки топлива. Объем топливной системы 19000 литров. К этим отсекам крепились съемные консоли крыла.

В кормовых отсеках Ф-5 и Ф-6 установлен турбореактивный двигатель КР-15-300, агрегаты электрооборудования, НПК, рулевые приводы, тормозной парашют, система охлаждения. Все отсеки фюзеляжа вместе с крылом, кроме Ф-1, были одноразовыми и использовались только в одном полете.

Короткоресурсный двигатель КР-15-300 создавался в КБ С. Туманского специально под БПЛА Ту-121 и был рассчитан для выполнения крейсерских высотных сверхзвуковых полётов. Двигатель имел максимальную форсажную тягу 15000 кгс. , но в полётном форсажном режиме тяга составляла около 10000 кгс. Двигатель был рассчитан на ресурс в 50 моточасов. Для старта и разгона на самолёте устанавливались два стартовых твердотопливных ускорителя ПРД-52 с тягой 75000-80000 кг каждый. Ускорители после работы отделялись от фюзеляжа БПЛА на пятой секунде после старта. Максимальная скорость аппарата 2700 км/час.

В носовом контейнере находился перспективный аэрофотоаппарат АФА-41/20М, три плановых аэрофотоаппарата АФА-54/100М, фотоэлектрический экспонометр СУ3-РЭ, станция радиотехнической разведки (РТР) СРС-6РД «Ромб-4А», допплеровская навигационная станция, радиоответчик, радиомаяк, автономная система электроснабжения, система кондиционирования и наддува, парашютная посадочная система, четырёхстоечное шасси с пневмоприводом. Для удобства обслуживания носовой контейнер технологически расстыковывался на три части (отсека), без рассоединения коммуникаций и электрокабелей. К самолёту (отсеку Ф-2) контейнер крепился четырьмя пневмозамками. Хранение и транспортировка носового контейнера производилась в специальном автомобильном закрытом полуприцепе.

Система управления БПЛА — программируемый перед полётом по заданному маршруту навигационно-пилотажный комплекс. На конечном этапе возвращения самолёт наводился по приводной радиостанции комплекса.

МодификацииПравить

  • Длина: 27,83 м
  • Размах крыла: 8,41 м
  • Высота: 4,78 м
  • Масса пустого: 11450 кг
  • Максимальная взлётная масса: 35610 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 16600 кг
  • Силовая установка: 1 × ТРДФ Р-15К-300
  • Вспомогательная силовая установка: 2 × ПРД ПРД-52
  • Крейсерская скорость: 2700 км/ч (М=2,5)
  • Практическая дальность: 3560-3680 км
  • Высота полёта:
    В начале маршевого участка: 22800 мВ конце маршевого участка: 19000 м
  • В начале маршевого участка: 22800 м
  • В конце маршевого участка: 19000 м

ЭксплуатацияПравить

Предварительная подготовка БПЛА к вылету обеспечивалась средствами технической позиции, и при этом одна техпозиция могла обеспечить работу нескольких стартовых позиций. Проверка систем производилась из кузова КСМ-123, команда на старт выдавалась из СТА-30 или с помощью выносного пульта, поскольку было опасно находиться в кабине тягача при стартующем практически тридцатиметровым изделием. Для запуска двигателя на самолёте стояли два стартер-генератора, для питания которых пришлось дорабатывать силовую установку МАЗ-537 установкой авиационного генератора на 28 вольт.

БПЛА стартовал со стрелы установки СТ-30 по углом +12 град. к горизонту. На пятой секунде отделялись стартовые ускорители, на девятой секунде отстреливался дозвуковой коллектор воздухозаборника. Самолёт достигал маршевой высоты полёта 22,8 км, которая по мере выработки топлива в конце маршрута составляла 19 км. Полёт и работа фотоустановок происходили по ранее заложенной программе. После разворота назад и подлёте к месту посадки на удалении 400-500 км автоматически включалась бортовая аппаратура радиопривода.

На земле в это время работала РЛС системы ДБР-1 в режиме обзора. После захвата и опознавания БПЛА РЛС переходила в режим автосопровождения и включалась система радиопривода, выдававшая команды на борт о радионаведении и приземлении приборного отсека в заданной точке. Производилась остановка двигателя, сброс остатков топлива из баков и перевод БПЛА в режим набора высоты с целью более эффективного гашения скорости. Выпускался тормозной парашют над соплом двигателя и БПЛА начинал снижение. Затем отстреливался приборный носовой отсек БПЛА и вводился в действие посадочный парашют отсека. Для амортизации выпускались четыре опоры шасси, и после приземления включался автоматический радиомаяк, для облегчения поиска приборного отсека наземной командой.

Приборный отсек разрабатывался как многоразовый, а вот остальная часть БПЛА была одноразовой — тормозной парашют не спасал от разрушения центральную и хвостовую часть самолёта.

Что сегодня могут армейские БПЛА

Самая главная задача военных беспилотников — разведка и наблюдение с воздуха. Они патрулируют территорию, охраняют маршруты, могут работать наводчиками и корректировщиками огня. Размер одного из самых миниатюрных разведчиков, американского Wasp, составляет всего 33 см в длину, а вес — 200 г. Он принят на вооружение еще в 2008 году. Тогда он стоил $ 50 тыс.

Как минимум в 100 раз дороже обходятся куда более мощные аппараты: те, которые умеют воевать. Они сбрасывают бомбы (китайский гиперзвуковой WU-14 способен доставить ядерное оружие через континент), стреляют ракетами и могут выполнять роль камикадзе — пикируют на цель, подрывая себя и противника.

Одними их первых использовать беспилотники для самоподрыва придумал Израиль. Их Harop (барражирующие снаряды) применял Азербайджан в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.

Беспилотники или истребители?

В кабине БПЛА никого нет, оператор управляет машиной из наземного центра, находясь в десятках, сотнях и даже тысячах километров от самого беспилотника. В этом основное преимущество БПЛА перед самолетом с летчиком.

Основные преимущества беспилотников

  • Пилот не рискует жизнью, он не погибнет и не попадет в плен. Государство не будет вызволять своего гражданина из неволи, что по политическим причинам может быть сложно и не всегда реально;
  • Терять беспилотники не так жалко, как истребители. Они дешевле реального истребителя почти в 20 раз: $5-6 млн против $100 млн за навороченный американский F-35. Сюда же нужно добавить стоимость подготовки высококлассного летчика. В России подготовка пилота военного самолета обходится в $3,4-7,8 млн и занимает 7-12 лет. Тогда как за навыки оператора беспилотника государство платит $200 тыс. и учится он год;
  • Экономия сил и топлива. Находиться в воздухе средневысотный БПЛА может очень долго — больше суток. Беспилотники с турбореактивным двигателем при скорости меньше 200 км/ч потребляют относительно мало топлива. Они добираются до нужного места дольше, чем истребитель, но разведывают все более обстоятельно, чем он.

Однако некоторые военные эксперты уверены, что час беспилотников еще не пробил и БПЛА эффективны лишь против стран, у которых практически отсутствует ВВС и ПВО, либо существующие системы обнаружения давно устарели.

Основные недостатки беспилотников

  • БПЛА не могут самостоятельно принимать решения, они полностью зависят от человека. Причем оператор может просто не увидеть грозящую дрону опасность. Он получает картинку с камеры на носу устройства или под фюзеляжем, что ограничивает радиус обзора. Живой пилот же судит об опасности лично и моментально среагирует;
  • БПЛА не такие прочные и маневренные, как истребители. Часто вместо металлов используются композитные материалы, которые умеют поглощать лучи РЛС, чтобы беспилотник был максимально незаметным для систем ПВО;
  • Не всякий беспилотник может поднять тяжелый груз. На большинство моделей не повесить, к примеру, мощные авиабомбы;
  • К минусам беспилотников относят также слабую автоматизацию, неавтономность и низкую скорость. Попасть в медленную мишень куда проще, чем в скоростную. Препятствием к полету может стать даже плохая погода.

Характеристики многих БПЛА — военная тайна

Достоверно известно только о тех БПЛА, испытания которых проводились официально. Информация о других засекречена. Как на самом деле показывают себя в воздухе секретные машины, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.

К примеру, Китай не ведет сейчас никаких вялотекущих или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой сфере, однако в будущем он способен серьезно изменить характер боевых действий. Пока же об истинных успехах большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере тех немногих моделей, которые поставляются на экспорт. По опубликованным параметрам, китайские дроны — идеальные машины. Правда, как и многое в Китае, они созданы «по мотивам» западных разработок.

В частности, на экспорт поставляются дешевые аналоги американских MQ-1 Predator MQ-9 Reaper — разведывательно-ударные CH-4. При цене вдвое ниже американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ и Саудовская Аравия.

Сильнейшие боевые беспилотники планеты

США лидируют в сфере производства боевых дронов. По прогнозам, в 2028 году американская армия будет иметь больше беспилотных летательных аппаратов-разведчиков, чем весь остальной мир вместе взятый. Армии других стран таким количеством дронов «в погонах» похвастаться не могут, зато на боевое дежурство способны выставить самые мощные боевые дроны на планете.

GAAS Avenger

Это беспилотник для авианосцев, модификация Predator, снятого с вооружения ВВС США в 2020. Крылья складываются, чтобы аппарат занимал меньше места и поместился на корабле.

Хотя опасен он, конечно, не этим. Грузовой отсек GAAS Avenger способен нести в себе две бомбы с лазерным прицелом, общим весом 440 кг. Кроме них, беспилотник легко перевезет еще полтонны оружия и снаряжения. «Мститель» необыкновенно быстр — разгоняется до 740 км/ч. Потолок составляет 18 км.

Heron TP

Израильский Heron, вероятно, один из самых продаваемых военных беспилотников в мире. Heron TP — средневысотный многоцелевой беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 26 м. Потолок — 13,7 км. Длительность полета — 36 ч. Может нести на себе средства управления огнем и ударные комплексы. Heron TP видит в оптическом и инфракрасном диапазонах. Крейсерская скорость 296 км/ч, способен разогнаться до 460 км/ч.

MQ-9 Reaper

И снова американец. Один из самых мощных и известных в мире БПЛА. Это основной разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат армии США. Он может взлетать на высоту 14 км и находиться в воздухе до 30 часов. Крейсерская скорость — 280-310 км/ч, максимальная — до 480 км/ч. Беспилотник способен поднять в небо груз весом до 4,7 т. Оптоволоконная система AN/AAS-52 распознает и отследит цель, телекамеры прочитают номерной знак, даже находясь в 3 км от автомобиля. Время реакции на полученную от оператора команду — 1,5 с.

Вооружен Reaper противотанковой ракетой AGM-114 Hellfire, а также управляемыми бомбами GBU-12 и GBU-38. Может нести до 14 ракет Hellfire класса «воздух-земля».

Reaper ликвидировал, в частности, третьего человека в руководстве «Аль-Каиды» Мустафу Абу Язида, известного как шейх аль-Масри, Мохаммеда Эмвази (он же «Джихадист Джон»), генерала Касема Сулеймани, заместителя командующего мобилизационными силами Ирана.

Bayraktar TB2

Турецкий аппарат относится к классу тактических средневысотных БЛА с большой продолжительностью полета. Его программное обеспечение несколько превосходит подобный компонент у некоторых конкурентов, в том числе и у израильского дрона Heron.

Крейсерская скорость — 130 км/ч, максимальная — 250 км/ч. Практический потолок — 7,3 км. Длина — 6,5 м, размах крыла — 12 м. Беспилотник весит 630 кг, способен поднять до 55 кг боеприпасов. Максимальное время нахождения в воздухе — сутки.

Может нести на себе две противотанковые управляемые ракеты и корректируемые бомбы MAM-C (8 кг) и MAM-L (23 кг) с наведением по лазерному лучу, опасные для автомашин и легкой бронетехники.

СH-5 (Rainbow-5)

Новый средневысотный разведывательно-ударный беспилотник из Китая. Rainbow-5 может нести до 16 ракет класса «воздух-земля» или других высокоточных боеприпасов общей массой до 900 кг. Размах крыльев — 21 м, максимальная скорость — 400 км/ч. Без дозаправки будет держаться в воздухе 60 часов.

Taranis

Британский разведчик-штурмовик пятого поколения назван в честь кельтского бога грома. До недавнего времени детали его разработки держались в тайне. Доподлинно известны лишь масса — 3 т, длина — 11 м, размах крыльев — 10 м и то, что беспилотник оснащается технологией «Стелс», которая делает аппарат практически невидимым для ПВО противника. Максимальная скорость — сверхзвуковая, рассчитан на выполнение межконтинентальных полетов.

Yabhon United 40

Средневысотный разведывательно-ударный БПЛА разработанный в ОАЭ, может находиться в воздухе до пяти суток (120 часов). Способен нести 1 030 кг боеприпасов. Потолок — 7 км.

С-70 «Охотник»

Пока детальные характеристики российского «Охотника» засекречены. Однако известно, что его вес — около 22 т. Разработчики уверяют, что несколько «Охотников», укомплектованных ракетами «земля-воздух» Х-58, Х-35, Х-74М2 и корректируемыми авиабомбами КАБ-25, могут нанести страшный урон инфраструктуре противника.

Максимальная скорость аппарата — 920 км/ч. Боевая нагрузка — 6 т, максимальная высота полета — 18 км.

Первый полет новейшего беспилотного летательного аппарата «Охотник»

Приблизительная стоимость «Охотника» — около ₽1 млрд. Однако военные эксперты полагают, что цена сократится на 40-50% после запуска БПЛА в серию. Глава ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) Юрий Слюсарь заявил, что в армию серийные БПЛА начнут поступать с 2024 года.

Что еще может предложить Россия?

По последним данным, с 2012 года в российскую армию на вооружение принято 900 беспилотников. В основном это разведчики, корректировщики огня, перехватчики различных сигналов противника. В 2023 году российские военные получат сразу семь первых отечественных беспилотных авиационных комплексов «Орион» (он же «Иноходец») разведывательно-ударного назначения.

«Орион» — средневысотный беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 16 м, длина — 8 м, взлетная масса — 1 т. Крейсерская скорость заявлена на уровне 120 км/ч, максимальная же скорость неизвестна. Аппарат способен работать на высотах до 7,5 км. Максимальное время полета — 24 часа.

Беспилотник может нести управляемые ракеты и авиабомбы нескольких типов. Специально для него изготовлены боеприпасы малых калибров, чтобы «Орион» мог поднять груз в воздух.

В апреле 2023 года на авиабазе ВВС США впервые провели запуск беспилотника Kratos UTAP-22 с помощью искусственного интеллекта. Система Skyborg подняла аппарат, управляла им и посадила. До сих пор, когда речь шла о боевых дронах, имелось в виду противостояние людей. Весной 2023 года, возможно, началась другая история — о противостоянии машин.

Детали

Ожидается, что новый беспилотник:

  • обеспечит пилотам живую летнуюподготовку;
  • сможет имитировать враждебные цели;
  • будет нести различные полезные нагрузки и датчики;
  • освободит пилотов и летательные аппараты для выполнения других задач;
  • снизит износ боевых самолетов;
  • поможет сэкономить средства.

Наша цель – быстро доставлять людей в любую точку с помощью нашего авиалайнера, предназначенного для сверхзвуковых полетов над землей с приглушенным звуковым ударом,  – говорит генеральный директор Exosonic Норрис Ти.

Поэтому разработка БПЛА имеет стратегически важное значение для компании. Срок выполнения заказа – 15 месяцев.

ОсобенностиПравить

  • Взлёт и посадка с TCG Anadolu с помощью улавливающих тросов и крюков без помощи катапульты
  • MIUS-A дозвуковой, MIUS-B сверхзвуковой
  • Малая эффективная площадь рассеяния (ЭПР)
  • Вертикальное оперение и передние горизонтальные рули (аэродинамическая схема «Утка»)
  • Интеллектуальная автономия флота
  • Возможность агрессивного маневрирования
  • Малозаметность
  • Подавление ПВО противника (SEAD & DEAD missions)
  • Ракетные атаки
  • Огневая поддержка с воздуха
  • Стратегические атаки

Летно-технические характеристикиПравить

  • Макс. взлетная масса — 6000 кг
  • Масса полезной нагрузки — до 1500 кг
  • Двигатель — Турбореактивный двигатель
  • Способ старта — автоматическая, с палубы или полосы взлета
  • Способ посадки — автоматическая посадка
  • Воздушная крейсерская скорость — 700 км/ч
  • Макс. продолжительность полета — 5 ч
  • Радиус действия — 926 км
  • Оперативная высота — 10,000 м
  • ↑ 1 2 3 Azman, Kaan Selçuk Bayraktar’dan Muharip İnsansız Uçak Sistemi üzerine açıklamalar (тур.). DefenceTurk (4 августа 2023). Дата обращения: 9 августа 2023. Архивировано 29 января 2023 года.
  • Ascendant and assertive Turkey creates tough choices for US (англ.). Nikkei Asia. Дата обращения: 9 августа 2023. Архивировано 13 марта 2023 года.
  • Baykar eyes first flight for MIUS in 2023 – Shephard Media (англ.). www.shephardmedia.com. Дата обращения: 9 августа 2023. Архивировано 28 января 2023 года.
  • Ozberk, Tayfun Turkey to deploy MIUS unmanned combat aircraft from LHD Anadolu (англ.). Naval News (22 июля 2023). Дата обращения: 9 августа 2023. Архивировано 24 июля 2023 года.
  • Fighter UAV specifications. baykartech.com. Дата обращения: 29 марта 2023. Архивировано 15 марта 2023 года.
  • Selçuk Bayraktar’dan MİUS ve Bayraktar TB3 Sunumu. savunmasanayist.com (4 августа 2023). Дата обращения: 9 августа 2023. Архивировано 5 августа 2023 года.
  • MİUS (Muharip İnsansız Uçak Sistemi) Tasarımı Paylaşıldı (тур.) (20 июля 2023). Дата обращения: 9 августа 2023. Архивировано 28 января 2023 года.
  • TCG ANADOLU’ya MİUS ve Bayraktar TB3 Entegrasyonu (тур.) (21 июля 2023). Дата обращения: 9 августа 2023. Архивировано 28 января 2023 года.
  • Dünya Türkiye’nin MİUS ve GÖKSUNGUR’unu konuşacak! Selçuk Bayraktar: Konsept değişiyor (тур.). Sabah. Дата обращения: 9 августа 2023. Архивировано 29 января 2023 года.
  • Новый турецкий беспилотный истребитель Kizilelma поступил на производство. www.mk.ru. Дата обращения: 17 марта 2023. Архивировано 17 марта 2023 года.

СсылкиПравить

Изначально эта АПЛ относилась к проекту 949А «Антей» (аналог «Курска»), потом его переработали, убрав пусковые установки для крылатых ракет, в проект 09852 специально для системы «Посейдон». Глухо проходили сообщения об АПЛ «Хабаровск» – штатном носителе «Посейдонов». О характеристиках этой подлодки почти ничего не известно.

АПЛ проекта 09852 (в центре) – самая большая из когда-либо построенных в России. Однако её водоизмещение уступает аналогичному параметру лодок проекта 941 «Акулы». В нижней части изображения – атомная станция АС-12 «Лошарик».

О создании самого подводного аппарата «Посейдон» впервые сообщил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию в марте 2018 года. Такие беспилотники, сказал он тогда, могут оснащаться как обычными, так и ядерными зарядами. Это позволит им поражать широкий спектр целей: авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру. Беспилотник получил неограниченную дальность хода. Глубина, на которую он может погружаться, более километра.

В американских СМИ со ссылкой на информацию Пентагона прошло сообщение о создании Россией беспилотной подлодки, способной нести мощный ядерный боезаряд. Главной целью подводного дрона, утверждали аналитики, должны стать базы американских субмарин и важные объекты на океанском побережье.

Разработка получила от американских военных кодовое наименование Kanyon («Каньон»). Под ним подразумевалась ударная беспилотная подводная лодка с термоядерным боеприпасом мощностью в несколько десятков мегатонн. Она способна скрытно и очень быстро перемещаться на большие расстояния.

Территория Соединённых Штатов Америки вдвое меньше площади Российской Федерации. Почти треть американцев проживают в трёх мегаполисах: Нью-Йорк и Вашингтон, Чикаго и Питсбург, третья агломерация – Лос-Анджелес, Сан-Диего, Лас-Вегас. Все три агломерации расположены на океанском побережье. Здесь производится больше половины внутреннего валового продукта США. Именно на этот регион, утверждают в Пентагоне, в первую очередь и нацелен российский Kanyon в случае возможного конфликта.

Поводом к разного рода суждениям стал репортаж на российском телевидении о совещании по развитию ОПК в ноябре 2015 года. В совещании участвовал президент Путин. В видео «случайно» попали документы о системе «Статус-6» – подводном дроне «мегатонного класса». Примерно через полгода представитель «Объединённой судостроительной компании»  подтвердил участие в разработке беспилотного подводного робота, способного нанести неприемлемый ущерб территории США. Это было частью возможного асимметричного ответа России.

К истории вопроса

Идею мощного ядерного подводного взрыва приписывают академику Андрею Сахарову, отцу советской водородной бомбы. Суть идеи сколь проста, столь и гениальна. Подводный аппарат с ядерным зарядом (изделию в те давние годы был присвоен индекс Т-15) в 100 мегатонн (такой мощностью обладала реальная бомба конца 1950-х, названная Никитой Хрущёвым фривольно «Кузькина мать») тайно ложится на дно восточного, наиболее оживлённого побережья США и в нужный момент дистанционно подрывается. Образовавшаяся гигантская волна смывает прибрежные города.

Современное моделирование американскими учёными показало: зона поражения от взрыва системы «Статус-6» мощностью сто (и здесь сто!) мегатонн простирается на 500 тысяч квадратных километров, волны от взрыва поднимутся на высоту 300-500 метров. Равнина от кромки воды внутрь материка будет залита водой на расстояние до пятисот километров.

В прибрежной зоне возникнет мощное радиоактивное заражение. Для 8 млн человек «эксперимент» обернётся летальным исходом, 16 млн получат критическую дозу облучения. Доставлять «Статус-6» к месту размещения должны подводные лодки со специальным оснащением.

Для ясности: «Статус-6» и морской беспилотник «Посейдон» – единая разработка. Дрон может погружаться на глубины более километра и передвигаться на расстояние примерно 10 000 км со скоростью около 130-200 км/ч. Он «умеет» поражать цели в любой точке Мирового океана и на его побережье. Посейдон способен быть носителем морского вооружения или, главное, самому стать скоростной торпедой.

Страшнее, чем удар с орбиты

«Посейдон» – средство глобального удара. Его потенциальное воздействие с моря для США страшнее, чем ракетный удар с космической орбиты. «Посейдон», заверяет разработчик КБ морской техники «Рубин», практически невозможно перехватить. И поясняет причину создания дрона: только агрессивные действия Вашингтона вынудили российское руководство прийти к разработке асимметричного ядерного сдерживания.

Многие военные аналитики считают «Посейдон» аналогом системы 15П771 «Авангард». Последний способен летать на сверхзвуковых скоростях на неограниченные расстояния. «Посейдон» создан на основе такой же стратегической концепции. Это роднит два типа новейших вооружений.

Самая быстрая американская торпеда Mk 48 (на снимке) не сможет уничтожить «Посейдон».

Военно-морские силы – одно из преимуществ США в стратегическом противостоянии в последние десятилетия, и вот это превосходство теперь сведено к нулю. Во многом виной тому – компактный ядерный двигатель «Посейдона». Противоторпеды ВМС США не могут остановить «Посейдон». Во-первых, торпедам не по зубам скорость свыше 200 км/ч благодаря ядерному двигателю и эффекту кавитации, практически воплощённому, по всем данным, только в России. Скорость самой быстрой американской торпеды Mk 48 не больше 100 км/ч. И она не сможет достать «Посейдон» на «его» глубине.

Во-вторых, противолодочная глубоководная натовская торпеда MU90 IMPACT на максимальной скорости 93 км/ч способна проплыть лишь считанные километры. «Посейдон», к тому же, может лихо маневрировать, ведомый навигатором по карте морского дна. Его рельеф определяется 3D-сонаром, находящемся в аппарате.

Добавим сюда гидроакустическую станцию, обладающую способностью кругового прослушивания. «Посейдон» в районе подводного залегания может находиться сколь угодно долго. Он может активно и результативно вести разведку.

Возвратившись на подводную лодку-носитель (АПЛ специального назначения «Хабаровск» либо «Белгород»), дрон передает собранные в автономном плавании разведданные. Каждая лодка способна нести до шести стратегических беспилотников. Аппараты «Посейдон» вместе с подлодками-носителями входят в так называемую океанскую многоцелевую систему.

Неуютно жить на восточном побережье США, не без оснований предполагая, что где-то неподалеку на морском дне притаился этакий аппарат апокалипсиса, таящий в себе заряд колоссальной мощи. Неуютно и руководству США, американским военным. «Надо же что-то делать!» – подбадривают генералов политики. И попытки наверстать далеко ушедшую вперёд Россию предпринимаются. Во всю длительную историю США и СССР-России мы в гонке вооружений, как правило, догоняли. Сегодня картина изменена на противоположную.

«Косатка» и «Змееголов»

В конце апреля этого года в США был спущен на воду первый опытный автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) Orca («Косатка») XLUUV. Разработана новинка компаниями Boeing и Huntington Ingalls Industries. В этом году достроят ещё четыре изделия, чтобы провести на них полные испытания. От прототипов ждут подтверждения расчётных характеристик.

Разработка «Косатки» велась с 2017 года. Проект был завершён недавно, началось строительство техники. Сначала аппарат научат устанавливать морские мины, затем определят возможности выполнять иные задачи. Под иными подразумевается, видимо, перенесение ядерного заряда. Если Orca XLUUV пойдёт в серию, в будущем ВМС США планируют создать целый флот из АНПА, чтобы решать задачи в разных районах Мирового океана.

Orca XLUUV – это малая дизель-электрическая подлодка в корпусе обтекаемой формы со скруглённой носовой частью. У лодки автономная система управления. Система отвечает за вождение аппарата по маршруту, взаимодействует с оператором и другими АНПА. Движитель лодки водомётный, запитываемый от дизель-электрической энергоустановки.

Длина «Косатки» 26 м, в поперечнике около 3 м, водоизмещение – 80 т, максимальная скорость хода – 6-8 узлов. Автономность несколько месяцев, на одной заправке горючим и с многократными подзарядками батарей дальность плавания достигнет 6500 морских миль.

Применение целевой нагрузки обеспечено программными модулями. Специальное оборудование размещается в десятиметровом отсеке с грузоподъёмностью 8 тонн. АНПА сможет нести гидроакустические станции, радиотехнические средства, включая РЛС и системы РЭБ, иные приборы. Изучается и возможность размещения вооружений, в частности, морских мин, торпед.

Главное – Orca XLUUV должен выполнять функции многоцелевого автономного подводного комплекса. Такая возможность зависит, в первую голову, от базовой платформы, то есть нового АНПА. Он, как известно, необитаем. Это позволяет снизить габариты и массу конструкции, выгодно использовать внутренние объёмы, увеличить автономность.

Продолжаются в США и работы по перспективному проекту АНПА Snakehead («Змееголов»). Первый опытный образец подводных аппаратов большого водоизмещения LDUUV в начале февраля этого года вышел на испытания.

Автономный аппарат Snakehead создаётся как многоцелевая подводная платформа, способная нести разнообразные нагрузки. Может базироваться на разных носителях, оказывать поддержку подлодкам или флоту в целом.

Изделие Snakehead построено в цилиндрическом корпусе. Длина несколько метров, диаметр около 1,5 м. Аппарат полностью электрический. Источник энергии – литий-ионные батареи большой ёмкости.

Snakehead имеет автономный комплекс управления, навигации и связи. Аппарат предлагается оснащать гидроакустическими средствами для разведки, набором средств для противоминной борьбы, радиотехническими средствами для разведки или подавления.

Основными носителями Snakehead LDUUV станут атомные подлодки. Субмарина должна иметь внешний отсек для специального оснащения. Такие устройства могут применяться на АПЛ типа Ohio и Virginia. Всего их набирается около десяти. Ещё один потенциальный носитель – лодка USS Jimmy Carter (SSN-23). У неё есть дополнительная секция корпуса для специального оснащения.

АНПА будут использовать для разведки и освещения обстановки. Это, конечно, снизит риски для подлодки-носителя. Проект Snakehead в состоянии использовать сменные полезные нагрузки в модульном исполнении.

О сроках испытаний этих двух новинок, пуска в серию говорится туманно. В любом случае догонять Россию с её «Посейдоном» придётся не менее десятка лет.

Смотрите про коптеры:  Как сделать квадроцикл из «Днепра»?
Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий