ВРТ-300 — первый российский беспилотник вертолетного типа

ВРТ-300 — первый российский беспилотник вертолетного типа Вертолеты

Беспилотные летательные аппараты чаще всего выполняют в виде мультикоптеров или с неподвижными крыльями, то есть самолетного типа. Но также они бывают и вертолетного типа. Обычно они представляют собой мощные БЛА, способные транспортировать грузы весом в десятки килограммов. В России имеется свой беспилотник вертолетного типа, получивший название “ВРТ-300”. В отличие от других дронов, о которых мы рассказывали ранее, он ориентирован в первую очередь на применение в гражданской сфере. Однако вполне может быть задействован и для нужд армии, причем задач, которые он может решить, существует довольно много. Предлагаем далее ознакомиться с этим устройством подробнее.

ВРТ-300 — первый российский беспилотник вертолетного типа

Илья Максимов РГ

Российский разведывательно-ударный беспилотный комплекс вертолетного типа “Термит” будет снабжен программными алгоритмами с элементами искусственного интеллекта. Нейросеть позволит дрону заниматься “свободной охотой”.

Как сообщил RT начальник конструкторского бюро НПО “Стрела” Борис Трунов, оператор производит лишь “захват” цели и ставит ее на сопровождение, далее беспилотник действует автономно.

“Включаются алгоритмы искусственного интеллекта, заложенные в логику системы управления вооружением, но в то же время окончательное решение о пуске ракеты принимает оператор. БПЛА-ВТ благодаря С-8Л может уничтожать одиночные и групповые наземные подвижные и неподвижные цели”, – пояснил конструктор.

Отметим, что 80-мм ракеты С-8Л относятся к классу корректируемых авиационных ракет с лазерным наведением и предназначены для поражения бронетехники и некоторые виды инженерных укреплений.

Напомним, что впервые беспилотник “Терминатор” с ракетой С-8Л был представлен форуме “Армия-2021”. Длина разведывательно-ударного аппарата составляет пять метров, высота – 2,3 метра. Одно из преимуществ “Термита” – это возможность внеаэродромного базирования и эксплуатации с неподготовленных в инженерном отношении площадок.

Когда использование вертолета является необоснованно дорогим

Пермский летчик-любитель Роман Плетнев создал новый грузовой скоростной беспилотник «АКМ Ослик — 30». Проект был разработан в авиаконструкторской мастерской производственной компании AKM TUNNELS, основанной Романом Плетневым и его отцом Александром.

Это легкий транспортный конвертоплан с электрической силовой установкой, который при определенных условиях может заменить вертолёт. БПЛА имеет возможность вертикального взлета и посадки, а также может летать как самолёт. Это дает преимущество в летно-технических характеристиках.

Одна из особенностей „Ослика“ — невозвратный транспортный контейнер для груза, который изготавливается из дешевого гофрокартона. Это позволяет дрону в автоматическом режиме, без участия человека, сбросить груз в точке доставки и вернуться в точку вылета. Предусмотрен также вариант сброса груза с парашютом. Это позволит дрону не снижаться и сэкономит время и заряд аккумулятора.

Максимальная взлётная масса составляет 30 кг, масса перевозимого груза — до 6 кг. Дальность полета составляет 100 километров, это расстояние он способен преодолеть за час. Ожидается, что такое БПЛА может быть востребован для доставки легких грузов, когда использование вертолета является необоснованно дорогим. Также его могут использовать для «Почты России».

Они получат разнообразное вооружение

В России планируют начать выпуск беспилотных ударных вертолётов массой в 750 кг. Об этом сообщили СМИ со ссылкой на представителей российского ВПК.

«Производителем 750-килограммовых беспилотных летательных аппаратов может стать холдинг “Вертолёты России” (входит в Ростех). Планируется выпуск беспилотников, которые будут построены по одновинтовой схеме с рулевым винтом, то есть как классический вертолёт. Это многофункциональный разведывательно-ударный беспилотник, который может быть использован для поиска и уничтожения личного состава противника, легкобронированной техники, а также других целей», — заявил источник.

По словам другого источника, у вертолёта-беспилотника может быть до 200 кг полезной нагрузки. При этом арсенал окажется довольно обширным.

«В базовой комплектации он будет иметь гиростабилизированную оптико-электронную систему, прицельный комплекс и шесть камер кругового обзора. Беспилотный вертолёт будет оснащаться танковой версией пулемета Калашникова с боезапасом в 550 патронов, восемью неуправляемыми ракетами и 16 противотанковыми бомбами», — сказал он.

По словам ведущего военного эксперта по беспилотной авиации Дениса Федутинова, в России пока нет серийного производства вооружённых вертолётных ударных дронов. По его мнению, такие машины могут быть полезны в городских боях или на фронте.

«Кроме того, помимо выполнения задач над сушей, подобного рода беспилотники могли бы найти применение в ВМФ, как в части улучшения ситуационной осведомлённости, так и в части появления возможности оперативного поражения целей на море», — уточнил Федутинов.

Наконец, он заявил, что попытки создать такие беспилотники уже были. Компания Aeromax на выставке HeliRussia 2022 показала дрон SH-750, а НПО «Авиационные системы» ещё в 2017 анонсировала 800-килограммовый беспилотник на базе пилотируемого вертолёта «Скаймак-3001». Однако статус работ на данный момент неизвестен.

За границей же есть Garmousha из ОАЭ и французский VSR700 от Airbus Helicopters. Он тоже построен на базе пилотируемого вертолёта Guimbal Cabri G2.

А ранее в России показали тяжёлый грузовой дрон с двигателем от Lada Priora.

«Держать цель в фокусе»

В беседе с RT главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института (МАИ) Дмитрий Дьяконов заявил, что на современном театре военных действий (ТВД) нет массовой потребности в применении БПЛА-ВТ. В то же время, как рассказал эксперт, в ряде ситуаций предпочтительно использовать именно беспилотные винтокрылые машины.

«У вертолётных БПЛА совершенно другая, чем у самолётных образцов, аэродинамическая специфика, иная физиология, не позволяющая им, например, находиться продолжительное время в воздухе. Это безусловный минус. Тем не менее их можно запускать с неподготовленных площадок и в труднодоступной местности, а это уже большой плюс», — говорит Дьяконов.

Также по теме

«Повышенная пробивная способность»: в чём преимущества российской авиационной ракеты нового поколения «Бронебойщик»

Поставки в российские войска новейшей неуправляемой 80-мм ракеты С-8ОФП «Бронебойщик» начнутся после 2023 года. Об этом сообщил.

Также, по словам эксперта, благодаря возможности продолжительного зависания винтокрылые беспилотники эффективнее самолётных дронов при проведении радиотехнической разведки. Серьёзные преимущества применение БПЛА-ВТ дают, когда требуется осуществить целеуказание или установить наблюдение за каким-либо объектом.

«Самолётному БПЛА, чтобы долго держать цель в фокусе, требуется постоянно вращать камерами и совершать различные манёвры. Вертолётная машина в этом плане, конечно, удобнее», — подчеркнул Дьяконов.

Кроме того, как показывает практика боевых действий, именно авиатехника вертолётного типа отличается высокой эффективностью в противотанковой борьбе, особенно когда противник не обладает разветвлённой сетью ПВО, говорит собеседник RT.

«Бронетанковая техника сохраняет на современном ТВД своё значение как основного средства завоевания плацдарма. Если не говорить про городскую местность, то лучше всего с танками и бронемашинами справляются вертолёты, однако они уязвимы. Поэтому, как я полагаю, и нужен винтокрылый беспилотник. Он может как сам наносить удары, так и выполнять роль цели, на которую направлена атака противника. То есть БПЛА погибает, а летящий рядом пилотируемый аппарат остаётся невредимым и выполняет боевую задачу», — резюмировал Дьяконов.

В России завершаются опытно-конструкторские работы по первому отечественному разведывательно-ударному БПЛА вертолётного типа «Термит». Об этом RT заявил начальник специального конструкторского бюро НПП «Стрела» Борис Трунов. Дрон оснащён обзорно-прицельной станцией, системой управления вооружением, ракетами с лазерной головкой самонаведения калибра 80 мм. Сопровождение и захват цели «Термит» может производить автономно, оператор лишь принимает решение о поражении. Как считают эксперты, винтокрылые беспилотники необходимы российской армии для эксплуатации в труднодоступной местности, радиотехнической разведки, целеуказания и совместных действий с пилотируемыми вертолётами.

До конца 2021 года будет завершена инициативная опытно-конструкторская работа по созданию отечественного разведывательно-ударного беспилотного комплекса вертолётного типа (БПЛА-ВТ) под шифром «Термит». Об этом сообщил RT начальник специального конструкторского бюро научно-производственного предприятия «Стрела» (входит в состав АО «Кронштадт») Борис Трунов.

«В части выполнения практической стрельбы неуправляемыми и корректируемыми авиационными ракетами наш беспилотный летательный аппарат вертолётного типа является первым и единственным изделием в своём классе в России. В настоящее время это экспериментальный образец, предназначенный для отработки правильности принятых технических решений по установке, размещению на БПЛА авиационных средств поражения, но в 2021 году мы планируем уже завершить ОКР (опытно-конструкторские работы. — RT). Поставка первых образцов в войска намечена на 2022 год», — заявил Трунов в беседе с RT.

«Термит» был впервые представлен публике в конце августа на Международном военно-техническом форуме «Армия-2021» на стенде концерна «Калашников». Всемирно известная компания является куратором и одним из разработчиков авиационных средств поражения, предназначенных для применения с БПЛА-ВТ.

«Мы с «Калашниковым» работаем в кооперации, выполняем практические стрельбы. Если говорить про ключевые элементы БПЛА, то почти все они изготовлены в АО НПП «Стрела», включая такое оборудование, как система управления вооружением и обзорно-прицельная станция», — рассказал Трунов.

В ходе «Армии-2021» Минобороны РФ заключило контракт на поставку «Термитов» и других комплексов под наименованием «Платформа» разработки НПП «Стрела». Как сообщил замминистра обороны Алексей Криворучко, оба аппарата поступят в вооружённые силы «в ближайшей перспективе».

То, что раньше стоило миллион рублей, сейчас продаётся более чем за три миллиона

Появились новые подробности о том, какие дроны может поставить Иран России. На вооружении Ирана стоит целый ряд беспилотников, включая разведывательные БПЛА Ababil-3 и Mohajer-4B, ударные Mohajer-6 и Karrar, а также дроны-камикадзе Arash.

За последнее время беспилотники в России существенно выросли в цене, при этом изменение стоимости составило от 30 до 200%. Причиной такой динамики стал дефицит, который образовался после того, как китайская DJI, занимающая 90% рынка «потребительских дронов», прекратила поставку в Россию. Дефицит лишь усилился на фоне того, что значительную часть БПЛА выкупают частные лица для помощи силам Донецкой и Луганской народных республик.

Смотрите про коптеры:  Купить квадрокоптеры и дроны в Санкт-Петербурге

По словам Николая Ряшина, гендиректора разработчика дронопортов Hive, то, что раньше стоило миллион рублей, сейчас продаётся более чем за три миллиона. Купить дешевле можно за рубежом, например, в ОАЭ, но после этого товар необходимо доставить в Россию. Также возникает проблема с аккумуляторами — самолётами их перевозить запрещено, а морская и наземная логистика испытывают проблемы.

28 июня мы сообщали, что в России планируют производить ударные вертолётные беспилотники массой 750 кг для уничтожения живой силы и легкобронированной техники противника. Производителем вертолётов может стать холдинг, входящий в Ростех холдинг «Вертолёты России». Дрон оснастят танковой версией пулемёта Калашникова с боезапасом в 550 патронов, восемью неуправляемыми ракетами и 16 противотанковыми бомбами. Считается, что такой дрон может очень пригодиться при действиях в городских условиях или на переднем крае.

Вчера США сообщили о том, что, что Иран, как ожидается, поставит России «сотни» беспилотников, в том числе боевых, для использования на Украине. Кроме того, Иран готовится начать обучение российских военнослужащих работе с этими дронами уже в конце июля.

Представитель Совета национальной безопасности Белого дома сообщил CNN, что информация, которую Салливан сообщил журналистам, основана на недавно рассекреченных разведданных. Новости о поставках Ираном беспилотников в Россию появились за день до первой поездки президента Джо Байдена на Ближний Восток с момента вступления в должность с остановками в Израиле и Саудовской Аравии. Ожидается, что главной темой обсуждения станут действия Ирана в регионе и его ядерная программа.

Дроны активно используются в ходе конфликта на Украине обеими сторонами, но количество беспилотников сокращается тоже с обеих сторон. Ранее США предоставили Украине небольшие дроны-камикадзе под названием Switchblade. Кроме того, США также обдумывают, предоставлять ли Украине более крупные беспилотники, которые могут быть вооружены ракетами Hellfire. Ещё в мае стало известно, что Вооруженные силы России начали использовать беспилотный комплекс «Орлан-10» для ударов по бронетехнике.

Ранее официальные лица США сообщили, что Россия обращалась к Китаю за помощью. По состоянию на конец мая США не видели никаких доказательств того, что Китай оказал России какую-либо военную или экономическую поддержку.

По словам источников, вертолетный дрон получит камеры для кругового обзора, а также пулемет, ракетно-пусковые установки и противотанковые бомбы.

В России собираются производить ударные беспилотные вертолеты для армии. Российское агентство “РИА Новости” передает подробности, ссылаясь на источники в военно-промышленном комплексе.

Один из них заявил, что производством может заняться холдинг “Вертолеты России”, который входит в государственную корпорацию “Ростех”. Конструкторы задумали построить роботов с одним основным и одним рулевым винтом, как у классических вертолетов. Боевые летающие машины массой 750 кг предназначены для уничтожения пехоты, легкой бронированной техники и других целей, а также для ведения разведки.

Другой представитель оборонной сферы РФ добавил, что новый беспилотный аппарат сможет нести полезную нагрузку массой до 200 килограммов. В базовой комплектации предусмотрен прицельный комплекс, набор из шести камер для обзора на 360 градусов, гиростабилизированную оптикоэлектронную систему. В качестве вооружения он получит танковый пулемет Калашникова с запасом в 550 патронов, установки на восемь ракет и 16 противотанковых снарядов.

Как утверждает Денис Федутинов, подобные дроны уже существуют, ближайшим аналогом можно назвать модель SH-750 от российской компании Aeromax, которую недавно показали на выставке HeliRussia 2022. Стоит отметить, что это гражданский, а не военный, дрон, предназначенный для перемещения грузов массой до 450 кг. В 2017 году предприятие “Авиационные системы” анонсировали в России разработку 800-килограммового беспилотника на базе пилотируемого вертолета “Скаймак-3001”, однако его статус сейчас неизвестен.

Из зарубежных моделей эксперт выделил Garmousha, который в ОАЭ создает подразделение ADASI государственного конгломерата Edge. Модель впервые представили на выставке UMEX 2020 как легкий военный БПЛА, предназначенный для перевозки около 100 кг полезной нагрузки, с запасом хода на 150 километров и камерой с высоким разрешением. Дрон предложили использовать для обследования инфраструктуры и проведения поисково-спасательных работ.

Еще одним конкурентом может стать VSR700 от Airbus Helicopters, разрабатываемый инженерами для ВМС Франции страны на базе вертолета Guimbal Cabri G2. По словам создателей, дрон может работать в паре с другими корабельными средствами, в том числе обнаруживать вражеские подводные лодки и передавать данные об их местонахождении ударным вертолетам.

Ранее писали, что робот-танк Type-X успешно зарекомендовал во время испытаний со стрельбой. Прототип использовал 30-мм пушку Bushmaster с рычажной подачей боеприпасов, хотя, по словам разработчиков, на него можно поставить орудия калибром до 50 мм. Помимо этого, робот способен запускать противотанковые ракеты и разведывательный беспилотник.

Еще один робот-танк под названием M-RCV готовятся испытать в Израиле в 2023 году. Его построили на базе роботизированной машины BLR-2, оснастив 30-мм пушкой, системой активной защиты, системой управления огнем и беспилотником, бортовым комплексом ситуационной осведомленности.

Тем временем украинские инженеры собирают дрон Valkyrie для нужд военных. По своим характеристикам модель напоминает китайский квадрокоптер DJI Inspire 2, но стоит намного дешевле. ВСУ смогут применять их для ведения разведки и бомбардировки противников.

Спецоперация показала значение беспилотников. Они помогут в разведке и атаке

В России выпустят военные многофункциональные беспилотники. В основе новых машин будет лежать принцип классического вертолета. Дроны смогут заниматься разведкой и наносить удары по противнику на воде и на суше. Кроме того, БПЛА способны нести вдвое больше груза, чем ближайшие конкуренты из Франции и Эмиратов. А широкая линейка уже существующих беспилотников активно используется в спецоперации на Украине.

ВРТ-300 — первый российский беспилотник вертолетного типа

Вертолет-беспилотник

Вооружение российской армии дополнят новыми многофункциональными разведывательно-ударными беспилотниками. Их можно использовать как для поиска или разведки, так и для атак по войскам противника. Также БПЛА смогут уничтожать вражескую легкобронированную технику и другие цели.

Беспилотный аппарат построят по принципу классического вертолета. В базовую комплектацию войдут прицельный комплекс, гиростабилизированная оптикоэлектронная система и шесть камер кругового обзора. Кроме того, российский БПЛА снабдят танковой версией пулемета Калашникова с боезапасом, восемью неуправляемыми ракетами и 16 противотанковыми бомбами.

Аппарат сможет поднимать до 200 килограммов груза при собственном весе 750 килограммов. Предполагается, что производить отечественные беспилотники будет холдинг «Вертолеты России», который входит в Ростех. Ранее сообщалось, что российские инженеры создали подводный беспилотник-планер для обследования опасных объектов на глубине.

БПЛА могут выполнять множество задач

Военный эксперт Борис Джерелиевский в разговоре с «360» отметил, что у беспилотников очень широкий спектр применения. Тот тип БПЛА, которым собираются снабдить армию России, позволит проводить разведку, а в случае необходимости — наносить удары по обнаруженному противнику.

«Кроме этого, беспилотники используются для поиска раненых, охраны периметров для проводки колонн при обнаружении засады, например. Грузовые дроны могут доставить боеприпасы заблокированному подразделению или находящемуся в разведке. Есть БПЛА, которые оценивают ущерб, нанесенный аэродрому во время воздушного удара противника, чтобы максимально быстро ликвидировать его последствия», — рассказал Джерелиевский.

Он добавил, что спектр применения беспилотников очень широк. Любой современный конфликт без их использования невозможен. Российская сторона с самого начала спецоперации на Украине стала использовать дроны. По словам эксперта, это были самые разные модели, начиная от достаточно тяжелых ударных беспилотников и заканчивая небольшими гражданскими квадрокоптерами. Последние использовали для наведения артиллерии и минометов, поиска раненых и обнаружения противника.

Я думаю, что в России непременно будет сделан упор на разработку и производство новых систем беспилотников. Нынешнее противостояние на Украине показывает возросшее значение этих систем для армии

Конкуренты дронов

В ноябре прошлого года президент России Владимир Путин сообщил, что в армии числится более двух тысяч беспилотных летательных аппаратов. Вице-премьер Юрий Борисов в интервью телеканалу «Россия 1» отметил, что военные имеют весь типаж беспилотников: помимо аэродронов, есть и сухопутные, и надводно-подводные роботы.

На сегодня в России нет серийных вертолетных ударных дронов с развитым набором вооружения, заявил ведущий военный эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов. Хотя такие беспилотники были бы полезны при боевых действиях в городских условиях, на переднем крае сражений. Также БПЛА будут востребованы и в ВМФ для оперативного поражения целей на море, написало РИА «Новости».

Ближайшим конкурентом российских дронов эксперты называют машины вертикального взлета Garmousha, которые создавала компания ADASI Объединенных Арабских Эмиратов. Эти беспилотники могут нести полезную нагрузку различных типов весом до 100 килограммов. Продолжительность полета — шесть часов, или 150 километров.

Вторым соперником считается французский VSR700. Эти беспилотники созданы для ВМС подразделением Airbus на базе пилотируемого вертолета Guimbal Cabri G2. Масса БПЛА — около 700 килограммов, полезная нагрузка — 100 килограммов. Он может летать порядка 10 часов и удаляться на расстояние до 185 километров.

Российские дроны будут пользоваться спросом. Удастся ли повторить успех автомата Калашникова

Российские разработчики из концерна «Алмаз-Антей» создали новый многофункциональный беспилотник. Небольшой аппарат может уверенно противостоять порывам ветра, подниматься на значительную высоту и преодолевать большие расстояния. Возможно, совсем скоро отечественные дроны завоюют на оружейном рынке славу не хуже, чем когда-то автомат Калашникова. Однако использовать новый БПЛА будут не только военные.

ВРТ-300 — первый российский беспилотник вертолетного типа

В России появится новый беспилотник

Концерн «Алмаз-Антей» завершил работы по созданию многопрофильного отечественного легкого беспилотного летательного аппарата. Управлять дроном, давать ему задания и смотреть видео можно будет с ноутбука, мобильного телефона или планшета. Беспилотник собираются оснастить средствами идентификации принадлежности, закрытым каналом передачи видео, а также зашифрованным каналом управления, что обеспечит повышенную защиту от помех.

Дальность полета беспилотника — порядка пяти километров. Новый дрон довольно маленький, его габариты 25 на 25 сантиметров, высота — 10 сантиметров. При этом он может развивать скорость до 120 километров в час и подниматься на высоту до трех километров. Хорошо выдерживает нагрузки — ветер и низкие температуры. Способен пролететь маршрут до 20 километров.

Смотрите про коптеры:  Огляди та статті RC-Hobby.com.ua

Сама конструкция дрона отличается высокой прочностью и легкостью благодаря применению современных материалов и широкому использованию 3D-печати при производстве БПЛА. Доля российских комплектующих в изделии доходит до 90%. Разработчики заявляют, что до конца года они завершат собственный полетный контроллер с функцией идентификации и собственным программным обеспечением, написало РИА «Новости».

Дроны можно купить, но лучше создать свои

Заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Г. Плеханова Андрей Кошкин в разговоре с «360» напомнил, что в 90-е годы произошел провал во многих областях, в том числе и по линии создания БПЛА. Дело в том, что во времена двухполюсного мироустройства СССР и США весьма активно следили друг за другом и конкуренция была жесткой, особенно в сфере вооружения. Боролись за метры, километры, килограммы и килотонны. Сверхдержавы шли нога в ногу, незначительное отставание в одной сфере компенсировали успехи в другой.

«Мы имели преимущества во многих направлениях, в частности, в зенитно-ракетном. А вот в беспилотниках мы провалились. Сегодня пришло время быстро наверстывать упущенное и создавать отечественные образцы, которые бы не уступали мировым стандартам. Есть несколько путей. Иран имеет мировую славу в создании БПЛА, и мы не исключаем возможности приобретения у них части дронов. Еще один вариант — это, конечно, совместные разработки, в частности, с компанией зятя президента Турции Реджепа Эрдогана, которая создает знаменитые Bayraktar», — сказал Кошкин.

Однако самое главное направление — это создание своих отечественных машин, подчеркнул политолог. Пока слишком амбициозно говорить о превосходстве, но вот беспилотники, которые могли бы выполнять задачи в интересах армии, в России создать могут. Их сфера применения может быть разноуровневой — от работы в интересах батальонных тактических групп, ракетных групп до артиллерии и контрбатарейной борьбы. Обеспечить дроны качественными двигателями тоже реально. Даже американцы закупали у РФ двухкомпонентные жидкостные ракетные двигатели РД-180 для своих космических ракет.

Дроны пришли с гражданки

Создание своих собственных беспилотников — занятие дорогое, подчеркнул Кошкин. Проект, разработка, создание прототипа и даже серийное производство сможет вернуть затраты только в том случае, если поставлять БПЛА на экспорт. А для этого в конкурентной борьбе на рынке вооружения нужно доказать, что российские образцы не уступают дронам мировых стандартов, по которым работают Израиль, Иран и некоторые европейские компании.

Когда ты имеешь довольно разветвленную основу — научно-техническая документация, разработанная именно в нашей стране, производственные предприятия оборонно-промышленного комплекса, — это дает довольно большие возможности для совершенствования. У нашего оружия есть своя репутация. Если в России решат создавать свою базу беспилотников, они будут пользоваться таким же высоким спросом, как и автомат Калашниковазавкафедрой политологии и социологии РЭУ.

При этом политолог подчеркнул, что новые отечественные дроны могут работать не только на нужды армии. Хотя обычно именно военный комплекс поставляет мирным людям свои технологии, беспилотники как раз пришли на службу с гражданки. Поначалу их использовали геологи, и лишь потом возможности БПЛА оценили люди в погонах.

«Дочка» «Вертолетов России», приступающая к выпуску беспилотных летательных аппаратов, заказала исследование российского рынка дронов. Каковы шансы крупнейшего отечественного производителя вертолетов занять эту нишу — в обзоре РБК

ВРТ-300 — первый российский беспилотник вертолетного типа

В июне дочернее предприятие «Вертолетов России» Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП) разместило на портале госзакупок заявку на оказание информационно-консультационных услуг по теме «Создание технологической вертикали в области беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в России». Начальная цена — 48 млн руб. По результатам рассмотрения заявок конкурс был признан несостоявшимся, договор был заключен с единственным поставщиком, который запросил за исследование 30 млн руб.

В техническом задании пояснялось, что КумАПП реализует проект по созданию БПЛА вертолетного типа максимальной взлетной массой 200 кг и полезной нагрузкой до 50 кг (речь идет об аппарате БАС-200. ) «По сути, проект представляет собой классическую модель бизнеса — производство и последующая продажа продукта», — говорится в документе. Из технического задания также следует, что предприятие рассчитывает выйти на российский и мировой рынок сервисных услуг для беспилотников. «Несмотря на то что рынок БПЛА в России и мире на сегодняшний день находится на начальном этапе своего развития, мы предполагаем, что не менее привлекательным на сегодняшний день является рынок сервисных услуг БПЛА», — указано в документе. В задание также входит «проработка на основе проведенного анализа концепта бизнес-модели технологической вертикали (экосистемы), в том числе с учетом имеющегося производственно-технологического задела холдинга по направлению БПЛА».

На просьбу РБК рассказать подробнее об этих планах в пресс-службе «Вертолетов России» заявили, что пока холдинг проводит предварительную оценку рынка и подводить ее итоги пока рано.

РБК разбирался, есть ли шанс у входящего в «Ростех» крупнейшего российского вертолетного холдинга успешно выйти на фоне падения выручки на отечественный рынок беспилотников и когда-нибудь занять место среди крупнейших мировых производителей БПЛА.

Почему «Вертолеты России» заинтересовались БПЛА

Из годовых финансовых отчетов «Вертолетов России» по МСФО следует, что выручка холдинга последние четыре года стабильно падает. По итогам 2017 года она составила 228 млрд руб. , в 2018 году — 188,5 млрд, в 2019-м — 161,5 млрд, в 2020-м — 146,2 млрд руб.

На этом фоне в 2018 году в холдинге разработали программу обновления отечественного вертолетного парка. Предполагалось заменить все машины старше 25 лет, запустив программу trade-in или с задействованием лизинговой схемы. Эксперты оценивали стоимость такой реформы отрасли не менее чем в 350 млрд руб. И до сих пор окончательное решение по этому вопросу не принято правительством.

В том же году «Вертолеты России» представили свой первый беспилотник VRT-300, созданный конструкторским бюро «ВР-Технологии». Через три года на МАКСе «Вертолеты России» представили проект БАС-200, приобретенный у белорусской компании (он стал первым беспилотником в истории летных программ авиасалона). Производить этот БПЛА будет КумАПП. Бюджет проекта оценивается в 1,84 млрд руб. Всю сумму предприятие планирует привлечь по программе «Приоритетные проекты» федерального Фонда развития промышленности.

Как пояснили РБК в «Вертолетах России», оба беспилотника имеют потенциал использования в сфере грузовых перевозок, мониторинга местности, поисково-спасательных и сельскохозяйственных работ — эти сегменты холдинг считает наиболее перспективными. В компании напомнили, что на авиасалоне МАКС-2021 было подписано соглашение с «Почтой России» об использовании этих дронов для доставки грузов на пилотном маршруте в Чукотском автономном округе. Однако пока речи о поставке не идет. В пресс-службе «Почты России» от комментариев воздержались.

Каков объем рынка беспилотников в России и мире

БПЛА широко используются в различных сферах. Военное применение включает разведку и наблюдение, связь, радиоэлектронную борьбу, логистику, а также нанесение ударов различным бортовым вооружением. Среди гражданских сфер — геодезия и картография, мониторинг протяженных и площадных объектов, таких как высоковольтные линии электропередачи, нефте- и газопроводы, автодороги и железнодорожная инфраструктура, морские порты, доставка грузов и т. , пояснил главный редактор издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.

Рынок БПЛА динамично растет. По данным исследовательской компании Research Dive, мировой рынок беспилотников, военных и гражданских в совокупности, оценивался в 2019 году примерно в $19,5 млрд. Из них $14,2 млрд приходилось на беспилотники самолетного типа, а $4,4 млрд — вертолетного. Основная доля мирового рынка в 2019 году, по оценкам компании, пришлась на военный сегмент (около 68%, или $13,3 млрд). Рынок БПЛА будет расти и к 2027 году достигнет $55,6 млрд, прогнозируют аналитики из Research Dive.

Исследовательская компания MarketsandMarkets оценила общий объем рынка БПЛА (оригиналы плюс вторичный рынок) в 2021 году в $27,4 млрд. По прогнозам компании, к 2026 году он достигнет $58,4 млрд.

Мировой рынок крупноразмерных беспилотников растет со скоростью более 3% в год, сообщили РБК в пресс-службе крупнейшего российского производителя военных беспилотников компании «Кронштадт». Причем рынок БПЛА военного назначения будет оставаться наиболее крупным в ближайшие десять лет, считают в «Кронштадте»: по ее оценке, с 2020 по 2024 год общий объем рынка военных БПЛА составит около $60 млрд.

Что касается российского рынка, то по итогам 2017 года его доля от мирового составляла 3% в количественном выражении и 2% в стоимостном, отмечалось на портале выбора технологий и поставщиков TAdviser. Но в сегменте военных БПЛА доля России в разы выше (15% в количественном). В 2017 году российский рынок БПЛА оценивался в $163 млн (9,5 млрд руб. в ценах 2017 года) и прогнозировалось, что к 2020 году он вырастет в полтора раза.

Более внятных оценок российского рынка БПЛА сейчас нет, утверждает Федутинов. Такая же точка зрения у главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского. Основную долю как российского, так и мирового рынка (около 75%) занимают беспилотники самолетного типа, примерно 20–21% приходятся на БПЛА вертолетного типа, а оставшиеся 3–4% — на дроны смешанного типа, пояснил Мураховский.

Системы вертолетного типа уступают системам с фиксированным крылом — прежде всего с точки зрения экономики, отметил эксперт. «Их действительно удобно использовать в жилой застройке, но по эксплуатационным параметрам они уступают беспилотникам самолетного типа. Больше расход топлива, более сложные управление и система стабилизации в полете, более короткий срок контроля эксплуатации технического обслуживания», — объяснил Мураховский.

Крупнейшие игроки на российском и мировом рынках БПЛАСреди крупнейших российских производителей БПЛА — группа «Кронштадт», ZALA Aero (входит в «Калашников»), Уральский завод гражданской авиации, «Специальный технологический центр» и «Эникс», которые поставляют свою продукцию преимущественно на российский рынок, отметил Мураховский. Ключевыми мировыми игроками можно назвать американские AeroVironment, Textron, Northrop Grumman, General Atomics и Lockheed Martin, израильские IAI, Elbit Systems и Aeronautics, а также китайские CASC и CAIC, турецкие TAI и Baykar Defense, европейские Airbus, Dassault Aviation and Leonardo, британскую BAE Systems, южноафриканскую Denel Dymamics, перечислил Федутинов.

Какие перспективы у «Вертолетов России» на рынке БПЛА

Пока в публичном пространстве не появлялось информации о контрактах «Вертолетов России» на поставку БПЛА. На VRT-300 массового спроса пока нет, БАС-200 — только на тестировании у «Почты России». «Ведомости» сообщали в 2018 году, что к 2030–2035 годам «Вертолеты России» планируют продать четыре сотни машин. Причем ZALA AERO, входящая в «Калашников», уже передала в эксплуатацию более 2 тыс. комплексов, сообщили РБК в пресс-службе «Калашникова».

Смотрите про коптеры:  Собака робот AIBO » Игровые роботы

Пока неясно, за счет чего «Вертолетам России» удастся ворваться на российский и мировой рынки БПЛА и закрепиться там, говорит Мураховский. Технологический потенциал холдинга несомненен, но пока неочевидно конкурентное преимущество: «То есть выйти на мировой рынок — это можно. Но это будет выглядеть примерно так же, как музыкант, играющий в пешеходном переходе».

Россия длительное время сильно отставала от лидирующих держав в части развития беспилотных технологий как в военной, так и в гражданской сфере, констатировал исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Именно те обстоятельства, что военные не уделяли должного внимания беспилотникам, а в гражданском сегменте развитие беспилотников сдерживалось и продолжает сдерживаться устаревшей нормативной базой, не позволили создать в России лидера мирового масштаба, предлагающего экспортно-ориентированные продукты», — пояснил он. По оценке Пантелеева, сейчас ситуация стремительно меняется — в тех сегментах, где было «драматическое отставание», например по тяжелым беспилотникам самолетного типа, уже есть конкурентоспособные разработки.

«Вертолеты России» обладают сильным на мировом рынке брендом, опираются на мощную индустриальную базу и широкую сеть сертифицированных авиаремонтных предприятий в России и за рубежом, продолжает Пантелеев, поэтому у них есть шансы занять место как на российском рынке БПЛА, так и впоследствии на мировом — вопрос прежде всего в сроках создания конкурентоспособного продукта. «Для того чтобы защитить инвестиции в новое для себя направление, «Вертолетам России» важно получить крупного стартового заказчика, предпочтительно в лице Минобороны России. Это позволит в кратчайшие сроки сделать многомиллионные вложения в проекты беспилотников», — заключил Пантелеев.

Беспилотные вертолёты

Из информации, представленной на «Армии-2021», следует, что примерная длина разведывательно-ударного БПЛА составляет 5 м, высота — около 2,3 м. БПЛА-ВТ оснащается разнообразной аппаратурой с возможностью установки ракет С-8Л с лазерной головкой самонаведения калибра 80 мм.

По словам Трунова, в мире постепенно растёт количество крупногабаритных БПЛА вертолётного типа. Как говорят эксперты, одним из крупнейших зарубежных эксплуатантов подобных беспилотных комплексов являются Соединённые Штаты.

«Надёжное прикрытие»: как продвигается модернизация российского парка «летающих радаров»

31 октября 2011 года Военно-воздушные силы России получили первый серийно модернизированный самолёт дальнего радиолокационного.

Из открытых данных следует, что армия США применяет два типа БПЛА, реализованных по вертолётной схеме: MQ-8B Fire Scout и MQ-8C Fire Scout. Оба аппарата разработаны американской компанией Northrop Grumman. Они предназначены для патрулирования, разведки и огневого поражения.

MQ-8B Fire Scout используется в основном для оснащения фрегатов ВМС Соединённых Штатов и кораблей прибрежной зоны, разработанных в рамках программы Littoral Combat Ship (LCS). Также дрон может применяться и на суше. Например, он использовался в операциях американской армии в Афганистане.

MQ-8B Fire Scout способен нести комплекс бортового вооружения Advanced Precision Kill Weapon System (APKWS) разработки британской BAE Systems. Он включает средства обнаружения, прицеливания и поражения целей калибра 70 мм.

В ракете APKWS, как и в отечественной С-8Л, реализован лазерный принцип наведения. Как утверждает компания из Соединённого Королевства, боеприпас отличается экономичностью и высокой эффективностью. Если верить BAE Systems, точность боеприпаса превышает 93%.

MQ-8C Fire Scout представляет собой более габаритную и совершенную беспилотную платформу вертолётного типа. Northrop Grumman разработала этот дрон на основе технологий, реализованных в лёгком многоцелевом вертолёте Bell 407.

ВРТ-300 — первый российский беспилотник вертолетного типа

В свою очередь, MQ-8C Fire Scout — более тяжёлый и габаритный беспилотный комплекс, у него существенно более высокая дальность и большая грузоподъёмность. Масса аппарата составляет 6 тыс. фунтов (2,7 т), максимальная скорость — 135 узлов (250 км/ч). Беспилотник был также создан для нужд ВМС США, хотя и может эксплуатироваться на суше.

«Подсветка лазером»

Как отметил Трунов, главное преимущество «Термита» — в возможностях внеаэродромного базирования и эксплуатации с неподготовленных в инженерном отношении площадок: такие автономные машины способны осуществлять взлёт-посадку практически везде.

«Помимо этого, беспилотники вертолётного типа имеют возможность зависать над объектами. Им не надо совершать лишних манёвров, как БПЛА самолётного типа. Это очень удобно, например, если требуется прицелиться для наведения ракеты», — добавил Борис Трунов.

В то же время собеседник RT признал, что БПЛА вертолётного типа проигрывают традиционным самолётным дронам по дальности и продолжительности полёта.

«Приём сигналов с любого направления»: как совершенствуется акустическая артиллерийская разведка российской армии

Забайкальское соединение ракетных войск и артиллерии Восточного военного округа получило новый разведывательный звукометрический.

Доставка БПЛА-ВТ к месту взлёта на небольшие расстояния осуществляется обычным автомобильным прицепом, на дальние расстояния аппарат может перевозиться железнодорожным, морским, авиационным транспортом в контейнере.

К достоинствам БПЛА-ВТ Трунов причислил наличие композитного фюзеляжа, что позволило существенно облегчить массу, и наличие отечественного двигателя внутреннего сгорания из состава силовой установки.

Специалист утверждает, что БПЛА-ВТ может эффективно поражать стационарные и подвижные объекты с известными координатами. При этом «Термит» способен отправляться на так называемую свободную охоту, которая предполагает самостоятельный поиск целей.

«Захват цели производит оператор. Он ставит её на сопровождение, далее беспилотник действует автономно — включаются алгоритмы искусственного интеллекта, заложенные в логику системы управления вооружением, но в то же время окончательное решение о пуске ракеты принимает оператор. БПЛА-ВТ благодаря С-8Л может уничтожать одиночные и групповые наземные подвижные и неподвижные цели», — пояснил Трунов.

С-8Л — детище АО «Институт прикладной физики» (входит в состав концерна «Калашников»). Как рассказали RT сотрудники этого предприятия, данный боеприпас относится к классу корректируемых авиационных ракет, являясь при этом недорогим высокоточным оружием.

ВРТ-300 — первый российский беспилотник вертолетного типа

«Остальные ракеты семейства С-8, которые используют наши вертолёты и штурмовики, работают как пуля, вылетающая из автомата Калашникова. При всех их положительных качествах есть вероятность промаха. Здесь же, когда идёт подсветка лазером, вероятность поражения близка к 100%. Да, есть фактор погодных условий (лазерный луч плохо проходит через осадки. — RT), но мы движемся к тому, чтобы его нивелировать», — пояснили в ИПФ.

«По имеющейся информации, С-8Л должна получиться достаточно лёгкой, чтобы её мог поднять беспилотный аппарат. При этом мощи её боевой части будет достаточно, чтобы уничтожать танки, бронетехнику и некоторые виды инженерных укреплений, где находятся огневые точки противника», — сказал Кнутов.

Преимущества беспилотников вертолетного типа

Беспилотник “ВРТ-300” относится к типу однороторных дронов, которые визуально и по конструкции мало чем отличаются от обычных вертолетов, с той лишь разницей, что у них нет кабины для людей. Казалось бы, зачем нужны дроны вертолетного типа, когда существуют мультикоптеры? На самом деле у них имеется один большой плюс — они обладают более продолжительным временем полета, так как благодаря одному ведущему и одному рулевому винту, являются более эффективными и стабильными.

Мультикоптеры менее стабильны и эффективны, чем беспилотники вертолетного типа

Ранее мы рассказывали, что мультикоптеры далеко не самые стабильные летательные аппараты. Стабилизация полета достигается у них путем регулировки скорости вращения винтов, за которую отвечает электроника. БЛА вертолетного типа этого недостатка лишены. Кроме того, они могут оснащаться мощными двигателями внутреннего сгорания.

Почему же в таком случае дроны вертолетного типа не получили широкого распространения? Дело в том, что они имеют более сложную конструкцию, в результате чего их стоимость значительно выше мультикоптеров. Кроме того, они требуют более высоких эксплуатационных затрат.

Управлять такими дронами сложнее, поэтому необходима специальная подготовка персонала. Кроме того, вертолетные дроны более опасны, так как имеют длинные лопасти. Уже были случаи нанесения вертолетными дронами смертельных травм людям. Это несколько ограничивает область их применения.

БЛА «ВРТ-300» может транспортировать грузы весом до 70 кг

Характеристики дрона “ВРТ-300”

Разработкой и созданием беспилотника “ВРТ-300” от начала и до конца занимался холдинг “Вертолеты России”. В отличие от военных ударных дронов, таких как “Орион” или “Охотник”, он создавался не по заказу минобороны России. Поэтому и ориентирован в первую очередь на мирное использование.

Впервые летательный аппарат был представлен в 2017 году на выставке “МАКС-2017”. Однако первые летные испытания прошли только в 2019 году. Серийное производство было запущено еще позже — в 2021 году. Несмотря на высокотехнологичность устройства, оно получилось относительно недорогим, что является важным преимуществом перед зарубежными аналогами.

Что же представляет собой устройство? Машина получилась достаточно компактной, при этом ее максимальная взлетная нагрузка достигает 380 кг. Благодаря этому “ВРТ-300” может транспортировать грузы весом до 70 кг. Максимальная скорость БЛА составляет 180 км/ч благодаря мощному дизельному мотору. Максимальная продолжительность полета составляет 5 часов. Радиус полета достигает 150 км, а дальность радиосвязи — 100 км.

Беспилотник «ВРТ-300» доставляет посылки в Чукотском автономном округе

Возможности БЛА “ВРТ-300”

Беспилотник “ВРТ-300”, по сути, представляет собой многофункциональное воздушное средство, способное выполнять широкий спектр задач. К примеру, он может быть использован для аэросъемки, проведения комплексной разведки, патрулирования территории иль мониторинга, научных исследований, доставки грузов и т.

На выставке МАКС-2019 разработчик заявил, что БЛА VRT 300 изначально планируется создавать в двух версиях. Первая предназначена для ледовой разведки и эксплуатации в условиях Арктики. Она будет оснащаться РЛС бокового обзора. Вторая версия предназначена для дистанционного зондирования и решения задач, связанных с мониторингом.

ВНИМАНИЕ! Информация, которую вам нужно знать, находится здесь. На нашем Яндекс. Дзен канале вы найдете контент, который мы не публикуем на сайте.

Сам разработчик заявляет, что беспилотник имеет потенциал использования в сфере грузовых перевозок, поисково-спасательных и сельскохозяйственных работ. На авиасалоне МАКС-2021 было подписано соглашение с “Почтой России”, согласно которому дроны поставляются для доставки грузов в Чукотском автономном округе.

Что касается военного использования данного БЛА, информации на этот счет пока нет. Для использования в разведывательных целях “ВРТ-300” является не лучшим решением, так как обладает достаточно громким двигателем. Однако, вполне возможно, что со временем и ему найдется применение в армии.

Оцените статью
Радиокоптер.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector