Общим и главным принципом кордового моделизма является управление или удержание модели перемещающейся по кругу посредством “корд” стальных тросов или проволок. В условиях отсутствия радиоуправления, это был единственный способ управления моделями движущихся объектов непосредственно человеком. И этот способ давал прямой контакт с моделью, что даже сейчас, в век радиоволн, когда “коптер есть у каждого второго”, является огромным преимуществом перед только визуальным контактом у R/C моделей.
Популярность кордовых моделей была и остается огромной во всем мире.
В России, к сожалению, весь моделизм пока в упадке, многие направления вымерли или держатся сугубо на оставшихся со времен СССР фанатов, но мы теряем надежд на возрождение, благо что моделизму подвержены все слои населения. Говорят что даже сам Дмитрий Анатольевич в детстве был механиком на кордовой гонке класса F2C.
Автомодельный летний (модели запускаются специальной штангой)
Автомодельный зимний (используется обычная хоккейная коробка, аэросани запускаются руками)
Авиамодельный (на асфальте летают все кроме воздушного боя F2D, бойцы летают на траве)
Для запусков используются корды длинной 15м 92см, что в длине круга дает ровно сто метров, как правило “база” 10 кругов, что получается километр.Как видите посчитать скорость модели не трудно.
Диаметры корд соответствуют требованиям безопасности классов модели, для примера если гоночные авиамодели F2C летают на двух стальных мононитях диаметром 0,3мм, то гоночные автомодели “Класс5” ездят на проволоке диаметром 2,1мм.
В некоторых видах авиамодельного спорта длину корд пришлось увеличить, так как скорости моделей подошли к пределу возможностей человека управлять ими.
У авто и судомоделей один конец корда прикрепляется к кордовой планке установленной на модели, второй конец к кордовой планке установленной на пилоне в центре круга.
В автомодельном спорте есть помощник-центрмаршал который не дает корду коснуться земли при старте, и принудительно раскручивает-разгоняет модель из за чего у модели разгружаются колеса и двигателю становится крутится легче, отчего увеличиваются обороты мотора и он входит в резонансный режим работы (используется настраиваемый резонансный выхлоп – резонансная труба) и скорость возрастает многократно.
На фото “крутильщик” за работой
После разгона он заскакивает на специальную площадку и ждет окончания заезда.
На фото ручка управления скоростными авиамоделями F2A
На фото скоростной мотор 2,5 см3 с резонансной трубой, максимальные обороты примерно 45 000 (сорок пять тысяч) оборотов в минуту.
Один и наших рекордсменов Рашид ХАБИБУЛИН чемпион Мира 2023г с результатом 206 км/ч
Все модели и моторы делаются своими руками, даже если покупается мотор или какой нибудь редуктор, то доработки его до чемпионатного уровня осуществляются схожие с изготовлением его заново. Огромное количество знаний и опыта необходимы чтобы создать модель и двигатель, модели проектируются на компьютере, продуваются в аэродинамических трубах, для поршней двигателей разрабатываются новые сплавы, в топливо добавляются присадки улучшающие работу двигателя ресурс у которого на час его работы, при изготовлении используются и кевлары, и углепластики, итд, много всего. Поэтому во всех технических видах спорта, это не “хобби”, это именно жизнь ради спорта. Кроме создания самой техники, необходимы тренировки, много тренировок, например авиамоделист-пилотажник, делает минимум 5 тренировочных полетов в день, каждый день, без исключений.
Автомодели
Как и в судомоделях главное – скорость. Модели с приводом на колеса, с двигателями от 1,5 до 10 см3, или с воздушным винтом от 1.5 до 2.5 см3, ведутся разработки новых электрических классов моделей. Рекорды скорости в России в 2023 году для “Класса1” с ДВС 1,5 см3 – 256 км/ч, для “Класса5” с ДВС 10 см3 – 335 км/ч.
Это летние модели с воздушным винтом(на фото снят), и со сложенными для транспортировки кордовыми планками .
Зимняя модель-копия аэросаней
Зимняя скоростная модель АС-2
Зимние классы считаются юношескими, во времена СССР были очень популярны, когда я в середине 80-х победил в городских соревнованиях и выиграл путевку на “Россию”, в стартах участвовало около 120 спортсменов. Сейчас в Новосибирске этим не занимается никто 🙁
В кордовом авто и судомоделизме спортсмен не управляет моделью, но существует вид спорта в котором моделист непосредственно “рулит” моделью.
Но из за ограничений сайта о кордовом авиамоделизме в следующем посте.
Использованы материалы http://f2b.io.ua/, vk.com, http://sportprimorye.ru/, http://bystryi.silnyi.ru/, rcdesign.ru, http://uralrc.com/, fasr.ru, http://www.rc-club.by/, http://fams-rus.ru/ если кого упустил не обессудьте, сообщите мне и я добавлю ссылку на вас.